Юрий Сидоренко-фотограф для души!

Светофильтры и цифровая съемка.

Обзор основных светофильтров для цифровых фотокамер.



                      Светофильтры и цифровая съемка.

 

 

Фильтры в аналоговой и цифровой фотографии

 

Светофильтрами принято называть устройства, изменяющие состав света, проходящего через них. Кроме этого, в разряд фильтров принято включать и разнообразные оптические насадки на объектив, не являющиеся фильт?рами в строгом понимании этого слова: например, диффузионные насадки мягкого фокуса (soft-filter, soft-focus), разного рода насадки для получения спецэффектов (лучевые, призматиче?ские, дифракционные, линзы для макросъемки и т.д.).

Классические фильт?ры выполняют несколько задач:

1. Существенно корректируют цветовой баланс

2. Компенсируют небольшие цветовые искажения

3. Создают спецэффект — видимость того, чего на самом деле в кадре не было (это, к примеру, фильтры нейтральной плотности, звездчатые, градиентные). Самые действенные — те, что меняют воздушную перспективу за счет дымки и меняют состояние источников света.

 

ЦВЕТОВОЙ БАЛАНС

Двухцветный фильтр

Менять цветовой баланс приходится хотя бы потому, что матрицу цифровой камеры, как и пленку, нужно адаптировать к изменению цветовой температуры — ведь только человеческий глаз приучен «настраивать» ее в уме автоматически. Мы замечаем перепады цвета только при резкой смене освещения: выйдя вечером на улицу, мы попадаем из желтого в синий, как, например, и при выезде из тоннеля метро на дневной свет. Но и при том, и при другом освещении белый лист бумаги для наших глаз всегда будет казаться белым, а вот фотоаппарату такое нужно объяснить. Для этой цели в цифровых камерах существуют специальные программы-коррекции: съемка при лампах накаливания, при облачности, при свете люминесцентных ламп. Откуда они взялись и что значат для фотографа?

Градационный фильтр Sky Blue

Обычные плёнки для дневного освещения рассчитаны на цветовую температуру 5500 Кельвина (К). Определимся, откуда взялась эта цифра, как и само понятие «дневной свет». По спектральному составу солнечный свет, свет неба и дневной свет сильно различаются. Под солнечным светом понимается прямое излучение солнца около полудня, имеющее преимущественно жёлтый тон, его цветовая температура соответствует примерно 4000К. Свет неба — голубоватый, с цветовой температурой около 7000К. Его влияние можно заметить зимой в тенях на снегу, а летом — в голубовато-зеленом тоне на листьях деревьев. Под дневным светом понимается смесь солнечного и небесного света, и его цветовая температура приблизительно равна усреднённой температуре «смеси», то есть 5500К. Именно поэтому эта цифра и взята за основу для так называемых «дневных» плёнок. Они хорошо работают при ясном небе и прямом солнечном освещении, но стоит солнцу зайти за облако, как баланс цветовой температуры нарушается и она «ползёт» в сторону холодных тонов. Именно поэтому в пасмурную погоду фотографии получаются с голубоватым оттенком. С другой стороны, стоит цвету неба окраситься в более тёплые тона, например, на закате, как общий баланс цвета сдвигается в сторону понижения температуры вплоть до 3000К. Психологически трудно привыкнуть к тому, что цветовая температура пламени свечи (1200К) в десять раз ниже (холоднее) цветовой температуры морозного зимнего неба (12000К). Тем не менее, это так: цветовая температура отличается от обычной.

 

КОРРЕКЦИОННЫЕ ФИЛЬТРЫ

Чтобы подвести разную цветовую температуру под понятие «дневной свет» и уравнять ее на снимке, для фотографа создан целый арсенал. Конверсионные светофильтры созданы для того, что бы внести существенные поправки в световой баланс. Их задача — преобразовать тип освещения под неподходящую для него фотоплёнку. Они делятся на повышающие и понижающие. Повышающие конверсионные фильтры заметно поднимают температуру. Они применяются в случаях, когда перед фотографом стоит задача снимать при свете ламп постоянного света на «дневную» плёнку. В данном случае цветовая температура будет преобразована с имеющихся 3200К до необходимых 5500К. К таким фильтрам относятся серии 80, такие, как 80А (+2300K), 80В (+2100К), 80С-D. Все они имеют синий цвет, но бывают разной плотности. Без этих фильтров (или с недостаточно корректным автобалансом белого в цифровой камере) изо?бражение будет иметь жёлтый тон. Понижающие фильтры, наоборот, уменьшают цветовую температуру освещения на те же 2100 — 2300К. Они нужны для съёмки на открытом воздухе, в солнечную погоду на плёнки с индексом «T», которые рассчитаны на искусственное освещение. В этом случае цветовая температура будет преобразована с 5500К до необходимых 3200К (или 3400К). К таким фильтрам относятся серии 85, такие, как 85А (–2100K), 85В (–2300К) и 85С. Фильтры эти — янтарного цвета. Без них изображение будет равномерно синеватым.

Теплый и холодный фильтры

Коррекционные светофильтры созданы для того, чтобы произвести более деликатные изменения. Их задача — скорректировать цветовую температуру всего на несколько сотен градусов. Они также делятся на повышающие и понижающие. Повышающие коррекционные фильтры применяются в случаях, когда перед фотографом стоит задача слегка «охладить» цвет: к примеру, если солнце близится к закату. В данном случае цветовая температура будет скорректирована на 200–400К. К таким фильтрам относятся серии 82, такие как 82А (+200K), 82В (+400К), 82С-D. Все они голубого цвета и разной плотности. Понижающие коррекционные фильтры, наоборот, слегка «утепляют» цветовую температуру освещения. Их применение очень разнообразно: от придания портретам приятного цвета кожи до внесения уютно-золотых оттенков в холодные тона зимних и летних пейзажей. К ним относятся фильтры серии 81, такие, как 81А (-200K), 81В (до –2000К для исходной температуры 7500К) и 81С-F. Фильтры эти имеют жёлто-розовый цвет, а их оттенок часто зависит от фирмы-производителя. Для коррекции зеленого цвета люминесцентных ламп существует розовато-коричневый фильтр FL-D. Все перечисленные фильтры в той или иной степени включены в программы даже любительских цифровых камер, но довести цвет «до истины» все равно удастся только в программе обработки, да и то не всегда. К тому же ни одна предустановленная функция, скорее всего, не будет точной.

Материалами для классических фильт?ров служат стекло и специальные оптические пластмассы. Встречаются еще желатиновые (фолиевые) фильтры. Кроме круглых светофильтров, надеваемых на объектив, существуют прямоугольные, для которых делаются системы крепления, включающие в себя специальный держатель (компендиум), в который можно установить до трех светофильтров одновременно, адаптерные кольца для монтажа компендиума с фильтрами на разных объективах, а также специальные составные (модульные) бленды, защитные крышки и так далее. По такому принципу построена наиболее известная система эффектных светофильтров Cokin. Сами фильтры при этом можно перемещать как вдоль оси объектива, используя один из трех слотов компендиума, так и поперек, сдвигая светофильтр вдоль паза, — это весьма удобно для градиентных и некоторых эффектных фильтров. Что касается производителей, то наиболее распространенными у нас еще являются фильтры HОYA и Tiffen. Для небольших цифровых фотокамер сейчас выпускают фильтры без резьбы на магнитном креплении, но здесь мы их подробно рассматривать не будем.

Ультрафиолетовый UV (0) — один из самых распространенных и часто применяемых. Основная его функция — не пропускать к плёнке не видимое глазом излучение с длиной волны короче 370–390 нм. В обычной фотографии ультрафиолетовые лучи не используются и считаются вредными: изображение, в формировании которого участвуют такие лучи, как правило, будет нечетким и приведет к визуальной потере общей резкости на фотографиях. Особенно этот эффект будет заметен при использовании длиннофокусных и светосильных объективов.

Фильтр под названием «скайлайт» (маркировка skylight 1B, skylight 1A, или KR 1.5) имеет слабую розовую окраску и используется для коррекции света неба. Он также слегка «утепляет» окраску теней.

Для защиты объектива от повреждений и загрязнений предназначен защитный фильтр (маркировка на оправе protect или neutral/clear). Такой фильтр фактически не изменяет ни спектрального состава, ни интенсивности, ни других характеристик света. Производители, наоборот, прилагают все усилия для того, чтобы защитный фильтр вносил как можно меньше таких изменений. Главное назначение этого фильтра — защищать переднюю линзу объектива от неблагоприятных воздействий окружающей среды: пыли, капель влаги, жирных отпечатков пальцев и предметов. Он незаменим как в пленочной, так и в цифровой фотографии.

 

 

 

      Светофильтры наряду со штативами использовались в фотографии практически с первых ее шагов. В черно-белой фотографии светофильтры применялись для корректировки излишней чувствительности пленки к синему спектру света и недостаточной — к красному и желтому. Кроме того, цветные светофильтры, применявшиеся при съемке на черно-белые пленки, помогали управлять контрастом сюжета, выделять облака на небе, избавляться от веснушек на портрете и так далее. С приходом эры цветной фотографии на светофильтры легла обязанность помогать пленке «приспосабливаться» к освещению, сохранять (или намеренно искажать) цветопередачу. К тому же оптические насадки (также часто именуемые фильтрами) давали фотографу возможность разнообразить необычными эффектами свои фотографии. При помощи софт-фильтра, например, можно было смягчить изображение, придав ему романтическое настроение. А при помощи «звездного» — выделить, подчеркнув изящными лучиками каждый яркий блик. Однако «цифровая революция» в фотографии идет полным ходом, и многие правила, которыми руководствовались фотографы в использовании фототехники долгие годы, сейчас все чаще подвергаются сомнениям. Часть аксессуаров, ранее применявшихся в фотографии, уходит в историю. Именно к таким аксессуарам иногда причисляют и светофильтры. Однако так ли это на самом деле? Нужно ли при съемке цифровой камерой использовать светофильтры? И если да, то какие? Ответам на эти вопросы  вы найдете в  этой небольшой статье.  

                                                                                                             

                                            СВЕТ И ЦВЕТ 

 

           Для того, чтобы более детально рассмотреть применение светофильтров в фотосъемке, обратимся к самим понятиям света и цвета. Как правило, считается, что человеческий глаз видит излучение с длинами волн от 400 нм (1 нм (нанометр) = 10-9 метра) до 700 нм. Коротковолновое (400—500 нм) излучение воспринимается нами как сине-фиолетовый свет, длинноволновое (600—700 нм) — как оранжево-красный, а все остальные цвета и оттенки заключены между ними. Монохроматический свет, представляющий собой излучение с одной длиной волны, встречается практически только в искусственных условиях (например монохроматический свет излучают лазеры). В реальной жизни мы сталкиваемся со светом, в спектре которого в разных долях представлены излучения со всеми длинами волн видимого спектра. В зависимости от типа источника света соотношение интенсивности входящих в него излучений с разной длиной волны может меняться в широких пределах. Смесь излучений с длинами волн видимого спектра, входящими в него примерно в одинаковых пропорциях (подобная пропорция характерна для дневного освещения), носит название «белого света». Свет от других источников будет иметь иной количественный состав спектральных составляющих. В свете, приходящем от голубого безоблачного неба, преобладают лучи с короткой длиной волны (синие), а в свете, излучаемым лампой накаливания, основную часть занимает доля длинноволновых (красно-желтых) лучей. Практически все непрозрачные предметы, окружающие нас, обладают способностью полностью или частично отражать падающий на них свет. Именно в процессе отражения предметы проявляют такую характеристику, как цвет, — способность избирательного отражения лучей падающего света в зависимости от длины волны последних. По характеру отраженного света мы, благодаря нашему зрению, можем судить о цветах предметов, окружающих нас. Зрение человека — сложный, мощный и совершенный инструмент восприятия окружающего нас пространства. В то же время нельзя назвать наше зрение точным инструментом восприятия окружающей действительности. Мозг, анализируя поступающие от сетчатки глаза сигналы, принимает во внимание и информацию, поступающую в мозг от других органов. Кроме этого, обрабатывая полученную информацию, мозг использует накопленный опыт, знания и даже (!) стереотипы восприятия. Для нас привычно видеть небо голубым, траву и листву — зеленой, белый лист бумаги — именно белым и так далее. Причем для большинства предметов цвет может изменяться в достаточно широких пределах, не вызывая у нас не только дискомфорта, а даже и минимальных сомнений в соответствии цвета предмета нашему представлению о нем. Например, нарушенный цветовой баланс у телевизора у нас практически никогда не вызывает неприятных ощущений. Тем не менее при возможности непосредственного сравнения, когда два предмета лежат рядом, мы можем определить даже незначительную разницу в их цвете. Матрица цифрового фотоаппарата, точно так же, как и фотопленка, не обладает такими великолепными анализаторскими способностями, как человек. Она не думает, а поэтому передает все документально точно (во всяком случае восприятие фотокамерой окружающей действительности гораздо более документальное, чем позволяет нам наше зрение). Однако, фотографируя, мы хотим не столько получить документальное подтверждение какому-то событию, сколько запечатлеть окружающую действительность такой, какой мы ее воспринимаем, или как можно более близкой к нашему восприятию. Поэтому фотоаппарату в этом деле надо помогать. В части случаев для этого достаточно лишь опыта фотографа, благодаря которому одним лишь выбором ракурса или освещения можно без каких-либо дополнительных средств получить картинку, вполне близкую к нашему зрительному впечатлению. Еще некоторую часть проблем автоматика цифрового фотоаппарата способна решить самостоятельно, а часть — можно решить потом, при обработке цифровых изображений на компьютере. Однако существует немало ситуаций и сюжетов, когда кроме опыта фотографу приходится задействовать при съемке и технические средства, в частности, светофильтры. Светофильтрами принято называть устройства, изменяющие состав света, проходящего через них. Кроме этого в разряд фильтров часто включают и разного рода оптические насадки на объектив, не являющиеся по существу фильтрами в полном смысле этого слова — например, диффузионные насадки мягкого фокуса, называемые софт-фильтрами (soft-filter), разного рода насадки для получения спецэффектов (лучевые фильтры, призматические насадки, дифракционные насадки, насадочные линзы для макросъемки) и так далее. Несколько лет назад мы уже рассматривали применение различных светофильтров при фотографировании на черно-белую и цветную пленки. В этот раз из всего огромного ассортимента выпускаемых светофильтров мы подробно рассмотрим только те, которые есть смысл использовать при работе с цифровой камерой. Как известно, матрицы всех цифровых фотоаппаратов рассчитаны для того, чтобы создавать цветное изображение. Поэтому зеленый и желто-зеленый светофильтры, применявшиеся в черно-белой фотографии для правильной тонопередачи, на цифровом фотоаппарате своей роли выполнять не смогут. Точно так же и фильтры управления контрастом (желтый, оранжевый, красный и голубой) не дадут при цифровой съемке того же эффекта, что при работе с традиционными черно-белыми пленками. Во всяком случае, если при съемке цифровым фотоаппаратом стоит задача добиться максимально выразительного монохромного изображения, то более эффективным и качественным вариантом будет конвертировать отснятые в цветном режиме изображения в «монохром» на компьютере (например, используя зеленый канал пространства RGB или канал «l» пространства lab). Также ненужными для цифровой съемки оказались конверсионные и цветобалансирующие светофильтры (сине-голубого, янтарного и свекольного цветов), предназначенные для согласования цветовых характеристик света и пленки. Благодаря широчайшим возможностям и простоте процедуры установки баланса белого цифровую камеру можно легко настроить для съемки при любом освещении как вручную, так и автоматически. В итоге из всего ассортимента светофильтров для «цифровых» целей наибольший интерес представляют фильтры, выполняющие защитную функцию (ультрафиолетовый и защитный), поляризационный фильтр, нейтрально-серые фильтры, также насадочные линзы и разного рода оптические насадки (эффектные, «звездные» и софт). Именно о них мы и расскажем в нашей статье    

 

 

НЕЙТРАЛЬНО-СЕРЫЕ ФИЛЬТРЫ

Нейтрально-серые фильтры

Нейтрально-серые фильтры (маркировка ND) не влияют на спектральный состав света, ослабляя лишь мощность светового потока. Казалось бы, зачем ослаблять световой поток, когда есть много других способов его уменьшить: закрыть больше диафрагму или поставить выдержку короче, тем более что выдержки 1/2000с — 1/4000с уже давно стали нормой даже для любительских камер? Есть даже классическая поговорка фотографа: «Света много не бывает!». И тем не менее, бывают ситуации, когда света все-таки много, и только с фильтром можно добиться желаемого эффекта. К примеру, съёмка текущей воды на коротких выдержках дает несимпатичную картину: «замороженная» вода скорее напоминает стекло, чем саму воду. Выдержек немногим длиннее 1/30 с, когда вода уже «приходит в движение», ещё можно добиться закрыванием диафрагмы «до упора» (до f/22 — f/32), однако, при этом уже не только падает разрешающая способность объектива, но и пропадает шанс использовать глубину резкости для расстановки акцентов на снимке. Ну а выдержек порядка 1?2 секунды и длиннее, при которых текущая вода становится похожа на переливающийся туман, без нейтрального фильтра уже не добиться никак — даже в лесу утром света для таких сюжетов уже слишком много. Другой пример использования нейтральных фильтров — съёмка портрета при дневном свете. Для лучшего разделения объекта и фона в таких случаях часто используют светосильные объективы, которые при съёмке практически не диафрагмируют (используя числа порядка f/1.4 — f/2.8), что без нейтральных фильтров иногда невыполнимо. Наиболее часто в этих целях применяются светофильтры, уменьшающие световой поток в 2, 4 и 8 раз. Также для специальных целей выпускаются и фильтры большей кратности (от 400 до 1 000 000), пропускающие лишь незначительную часть светового потока. Используются они для наблюдения и съёмки объектов, имеющих очень большую яркость (например, поверхности Солнца), а также для съёмки со сверхдлинными выдержками (от десятков секунд до десятков минут) для получения эффекта безлюдных улиц ярким днем, когда на снимке остаются только неподвижные объекты.

Также в пейзажной фотографии применяются и нейтрально-серые светофильтры специальной конструкции — оттененные фильтры и полуфильтры. В фильтрах этих типов окрашена только одна половина, а вторая оставлена полностью прозрачной. Причем в полуфильтрах граница между окрашенной и неокрашенной частью резкая, а в оттененных фильтрах эта граница сделана размытой. Соответственным получается и эффект от их применения. Полуфильтры и оттененные нейтрально-серые фильтры используются прежде всего тогда, когда необходимо притемнить излишне яркое небо, не затрагивая остального изображения. Для удобства работы полуфильтры и оттененные светофильтры круглой формы имеют резьбовую оправу, позволяющую свободно вращать светофильтр относительно объектива, чтобы ориентировать границу раздела параллельно горизонту. Прямоугольные светофильтры этих типов, предназначенные для установки в компедиум, обычно делают продолговатой формы, чтобы границу раздела можно было еще и смещать по вертикали кадра.

 

Нейтральные фильтры необходимы как традиционному, так и цифровому фотографу — пока в нашем списке это первые кандидаты на совместную работу. Коррекция световой температуры вполне возможна при обработке в Photoshop’е, а вот следующие представители фильтров для цифрового фотографа незаменимы.

    

                                                Ультрафиолетовый светофильтр.

 

 Ультрафиолетовый светофильтр — один из самых распространенных и часто применяемых. Основная его функция — не пропускать к матрице невидимое глазом ультрафиолетовое излучение (с длиной волны короче 370—390 нм). Наибольшая длина поглощаемого фильтром ультрафиолетового излучения иногда указывется в маркировке: фильтры с маркировкой «L35», «L37», «L39» или «L41» не пропускают к матрице ультрафиолетовое излучение с длиной волны 350, 370, 390 и 410 нм соответственно. Безусловно, далеко не все излучение ультрафиолетовой части солнечного света доходит до поверхности Земли. Самое коротковолновое ультрафиолетовое излучение (длина волны 290—300 нм и меньше), называемое «жестким ультрафиолетом», практически полностью задерживается окружающим Землю слоем озона, а мягкое ультрафиолетовое излучение, имеющее длину волны 300—400 нм, задерживается в разной степени атмосферной дымкой, плотность которой (а, следовательно, и способность поглощать ультрафиолет) сильно зависит и от места съемки, и от погоды, и от времени суток. Например, при съемке в средней полосе утром и вечером можно не беспокоиться о каком-то отрицательном влиянии на изображение — ультрафиолетовые лучи практически не достигают поверхности Земли. Днем, когда Солнце в зените, количество доходящих до объекта съемки ультрафиолетовых лучей уже достигает уровня, при котором их влияние становится очевидным, а при съемке высоко в горах или на морском берегу уровень ультрафиолетового излучения уже настолько велик, что если не применять мер защиты от ультрафиолетового излучения, изображение может быть значительно ухудшено. В обычной фотографии ультрафиолетовые лучи не используются. Больше того, они являются вредными, так как большинство фотографических объективов не рассчитаны для точной фокусировки изображения, создаваемого ультрафиолетовыми лучами. Соответственно это изображение будет нерезким и, накладываясь на полезное изображение, будет приводить к потере общей резкости на фотографиях. Особенно этот эффект заметен при использовании длиннофокусных и светосильных объективов. Матрица цифровых фотоаппаратов чувствительна не только к видимому свету, но и к ультрафиолету, благодаря тому, что УФ-лучи отфильтровываются красным и зеленым светофильтрами, а через синий проходят практически без потерь. Значит, поскольку ультрафиолетовую часть спектра света использовать с выгодой для фотографа не получается, проще от нее избавиться при помощи ультрафиолетового фильтра. Обычно ультрафиолетовый светофильтр практически бесцветен (или имеет легкую желтоватую окраску), а кратность его близка к 1. То есть он, отфильтровывая ультрафиолетовое излучение, не задерживает «полезные» лучи света, участвующие в формировании изображения. Скайлайт Фильтр под названием «скайлайт» (маркировка на оправе — SKYLIGHT 1B, SKYLIGHT 1A, или KR 1.5) имеет незначительную розовую окраску (1B плотнее, 1А светлее) и предназначен для коррекции света от неба (название «sky light» дословно как раз и переводится с английского как «свет неба»). Свет, приходящий от чистого неба, имеет достаточно высокую цветовую температуру, и, следовательно, участки изображения, освещенные этим светом, будут иметь неприятный голубоватый оттенок.

                                                                Фильтр SKYLIGHT

 

     Фильтр SKYLIGHT слегка «утепляет» цветопередачу, корректируя излишне «холодную» (синевато-голубоватую) окраску теней объекта съемки. Оптическая плотность фильтра SKYLIGHT весьма мала, поэтому при работе с ним, как правило, не требуется коррекция экспозиции. При съемке цифровой камерой цветокорректирующие свойства фильтра скайлайт практически не используются, а применяется он фактически так же, как и ультрафиолетовый — для защиты от УФ-излучения.

                                                    Защитный фильтр

 

    Защитный фильтр Такой фильтр (маркировка на оправе «PROTECT» или «NEUTRAL/CLEAR») фактически не изменяет ни спектрального состава, ни интенсивности, ни других характеристик проходящего через него света. Производители, наоборот, прилагают все силы для того, чтобы защитный фильтр вносил как можно меньше таких изменений. Главное его назначение — защита передней линзы объектива от неблагоприятных воздействий окружающей среды: пыли, капель влаги, жирных отпечатков пальцев и предметов, способных повредить нежную поверхность просветляющего покрытия (а иногда и стекла) передней линзы объектива. Заметим, что в качестве защитного фильтра можно применять ультрафиолетовый фильтр и даже скайлайт. Для современных зум-объективов, имеющих большой диапазон фокусных расстояний и компактную оправу, защитный светофильтр становится весьма нужным и важным аксессуаром. Достаточно большая передняя линза таких объективов, практически не защищаемая ни оправой, ни даже надетой блендой, становится отличной мишенью для всякого рода негативных воздействий. Нередки повреждения передней линзы и от неаккуратного обращения с объективом. Например, надевая впопыхах крышку или бленду на объектив, можно промахнуться и зацепить краем крышки нежное просветляющее покрытие передней линзы. Поэтому защитный фильтр вполне можно носить на объективе постоянно, не снимая. К оптическому качеству фильтра, постоянно одетому на объектив, предъявляются достаточно высокие требования, сравнимые с требованиями к качеству самого объектива. Ведь фильтр невысокого качества способен значительно ухудшить изображения, в первую очередь уменьшить резкость и снизить контраст. В случае использования высококачественных фильтров падение резкости практически незаметно даже при съемке со штатива, не говоря уже про съемку с рук.

 

Поляризационные фильтры.

 

     Поляризационные фильтры Распространение света — это волновой процесс, подобный волнам на поверхности пруда от брошенного в воду камня. Только обычно колебания вектора напряженности волны света (свет представляет собой поперечную электромагнитную волну) не ограничены одной плоскостью, как в случае с поверхностью воды, а происходят во всех направлениях (перпендикулярно направлению распространения волны). Однако можно искусственным образом сделать так, чтобы колебания эти происходили в одной плоскости. В этом случае такой свет будет называться линейно-поляризованным и обладать некоторыми, отличными от естественного (неполяризованного) света, свойствами. По характеру воздействия на глаз, фотопленку или матрицу линейно-поляризованный свет от неполяризованного ничем не отличается. Определить степень поляризованности света и направление его поляризации можно только одним способом: посмотрев на него через «анализатор» (среду, пропускающую только свет, поляризованный в одной плоскости, и, соответственно, поглощающий свет, поляризованный в перпендикулярной плоскости). В качестве анализатора и выступает применяемый в фотографии поляризационный светофильтр, представляющий собой пластинку специального материала, укрепленную между двумя оптически плоскими стеклами и поляризующую свет. Весь этот «бутерброд» монтируется в специальной вращающейся оправе, на которой одной или двумя точками наносится метка, показывающая положение плоскости поляризации фильтра. Как и для чего можно применить эти замечательные свойства поляризационного фильтра? Съемка с поляризационным фильтром (вверху — без фильтра, внизу — с фильтром) Поляризация света может происходить и в естественных условиях, например, при зеркальном отражении от любых неметаллических поверхностей. Естественный свет, будучи изначально неполяризованным (точнее — хаотически поляризованным, то есть состоящим из смеси волн с разным направлением поляризации), при зеркальном отражении от неметаллических поверхностей приобретает свойства линейно-поляризованного света. Поэтому наиболее очевидное применение поляризатора — это устранение (или по крайней мере уменьшение интенсивности) бликов, образующихся на блестящих неметаллических поверхностях (стеклянных витринах и окнах, окрашенных или покрытых пластиком поверхностях, водной глади и так далее). Использовать поляризационный светофильтр достаточно просто, ведь производимый им эффект заметен на глаз и хорошо виден в видоискателе фотоаппарата. При этом желательно знать, что степень поляризации отраженного света варьируется при изменении угла падения (отражения) света. Угол, при котором поляризация отраженного света достигает максимума, зависит от материала отражающей поверхности и составляет обычно 50—60 градусов от нормали к отражающей поверхности (соответственно, 30—40 градусов от самой поверхности). Поэтому для того, чтобы при помощи поляризационного светофильтра полностью ликвидировать нежелательное отражение, есть смысл выбрать направление съемки таким образом, чтобы отражающая поверхность (блики с которой предполагается убирать) располагалась под оптимальным углом к фотоаппарату. Поляризационный фильтр также весьма эффективен и в случаях, когда поверхность объекта съемки имеет смешанный зеркально-диффузный характер отражения. Весьма небольшого времени, проведенного с поляризационным светофильтром в руках, достаточно для того, чтобы найти вокруг себя уйму предметов, поверхность которых обладает таким типом отражения, — при разной ориентации плоскости поляризации фильтра меняется оттенок цвета многих предметов, окраска их становится сочнее и насыщеннее. Главное тут — не переусердствовать, потому как совсем лишенные бликов предметы выглядят бесформенными. Да и цвет некоторых предметов может измениться достаточно значительно, выйдя за пределы приемлемого для восприятия. Кроме такого очевидного примера использования поляризационного светофильтра есть еще масса не столь очевидных, но не менее удачных и эффективных способов его применения. Голубое небо, например, обязано своим цветом рассеянию сине-фиолетовой части солнечного света на мельчайших капельках воды. А поскольку отражение света от поверхности каждой капельки носит характер зеркального отражения от неметаллической поверхности, то свет, идущий от неба, оказывается линейно-поляризованным. Следовательно, выбрав соответствующее направление съемки, можно при помощи поляризационного светофильтра сделать голубое небо значительно темнее, не оказывая влияния на воспроизведение остальных деталей пейзажа. Максимальный эффект применения фильтра достигается в том случае, когда солнце находится под углом около 90 градусов к направлению съемки, а плоскость поляризации фильтра установлена в горизонтальное положение. Кстати, этот же принцип используется и в солнцезащитных очках, выпускаемых фирмой Polaroid corporation.

Некоторые фотоаппараты, имеющие систему TTL-замера света, используют для разделения светового потока оптические элементы, сами по себе поляризующие свет. Например, в автофокусных зеркальных фотоаппаратах таким элементом зачастую выступают полупрозрачные участки на зеркале, необходимые для работы датчиков системы автофокусировки (расположенных под зеркалом). В таком случае получается, что прошедший через поляризационный фильтр свет, будучи уже практически на 100% поляризованным, на пути к датчику экспозамера проходит через еще один поляризатор, который при несовпадении плоскостей поляризации дополнительно ослабляет световой поток, а значит, вносит в экспонометрическую систему аппарата нежелательную «поправку», приводящую к занижению показаний экспонометра и переэкспонированию кадра. Обойти такую неприятность можно, используя специально модифицированный поляризационный фильтр, называемый «циркулярным» (в отличие от обычного — «линейного» — поляризатора). В конструкцию циркулярного поляризационного фильтра кроме защитных стеклянных пластинок и пластинки поляроида входит еще и пластинка «1/4 длины волны», преобразующая линейно-поляризованный свет в циркулярно-поляризованный, который уже не ослабляется при дальнейшем прохождении через оптические элементы камеры, обладающие свойствами линейного поляризатора. Заметим, что циркулярный поляризационный фильтр идентичен линейному (за единственным исключением, о котором речь будет ниже) как по выполняемым функциям, так и по методам обращения с ним. Отличить их можно либо по соответствующей надписи, либо по тому факту, что циркулярный поляризационный фильтр притемняет блики только будучи развернутым присоединительной резьбой к глазу (или объективу), а линейный поляризатор одинаково работает в обоих направлениях. Эффектные фильтры (насадки) служат для того, чтобы видоизменить изображение для достижения определенного художественного эффекта. Естественно, значительная часть эффектов, для которых используются подобные фильтры, можно смоделировать и после съемки при обработке изображения в компьютере. Однако для этого требуется не только мощный компьютер с соответствующим программным обеспечением и дополнительное время, но и немалая квалификация. Поэтому даже при использовании цифровой камеры применение эффектных фильтров оказывается весьма полезной идеей. Наиболее часто из «эффектных» применяются «звездные» фильтры и насадки «мягкого фокуса».

 

ФИЛЬТРЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНТРАСТОМ

Как можно понять из названия, они предназначены для изменения контраста между объектами разных цветов, присутствующих в кадре. Можно сказать, что контрастные фильтры изменяют тональную передачу, делая её «неправильной». Однако они не только усиливают выразительность снимка, но и позволяют избежать главной неприятности, имеющей место из-за отсутствия информации о цвете — когда близкие по яркости предметы контрастных цветов (например, оранжевого и зеленого) на черно-белом снимке практически сливаются, передаваясь одинаковыми, серыми тонами. Принцип дейст?вия большинства светофильтров в черно-белой фотографии можно описать следующим эмпирическим правилом: объекты, близкие к цвету фильтра, на снимке будут высветляться, а объекты, окрашенные в дополнительные к цвету фильтра цвета, будут изображены с помощью более темных тонов.

 

 

 

«Звездные» насадки.

 

     «Звездные» насадки Будучи установленными на объективе, эти фильтры дополняют любой яркий точечный источник света, попавший в кадр, длинными светящимися линиями, которые подобно лучам проходят через его центр. Чтобы достичь такого эффекта, на поверхности фильтров этого типа вытравлены тонкие пересекающиеся линии, проходящие параллельно по всей его поверхности на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. В зависимости от вытравленной на поверхности фильтра структуры последний может давать разное количество лучей. Две группы параллельных линий, расположенные под прямым углом между собой, дают эффект четырех крестообразно расходящихся лучей, идущих от каждого точечного источника света в кадре. При использовании фильтра, на поверхности которого вытравлено три группы параллельных линий, ориентированных под углом 120 градусов друг относительно друга, каждая светящаяся точка на фотографии будет иметь по шесть лучей. По аналогичной технологии, но уже с четырьмя группами линий, выполнен и фильтр, дающий эффект звездных вспышек с восемью лучами. Съемка с лучевым фильтром (вверху — без фильтра, внизу — с фильтром) «Лучистый» эффект, производимый такими фильтрами, выражен только в том случае, когда в кадре есть яркие точечные источники света: солнце (когда оно стоит невысоко над горизонтом), уличные фонари, блики на резких изгибах блестящей поверхности и так далее. Особенно удачным получается применение «звездных» фильтров для высококонтрастных сюжетов, например, при съемках ночных городских пейзажей. При диафрагмировании эффект этих фильтров падает, поэтому съемку лучше вести на средних (5,6—8) или более открытых диафрагмах. При отсутствии в кадре ярких точечных источников света фильтры «звездного» типа производят незначительный смягчающий эффект, уменьшая микроконтраст даваемого объективом

изображения. Такой эффект можно с успехом применять в съемке портретов, когда излишний микроконтраст приводит к «жесткости» изображения.

 

 
 

 

НАСАДКИ «МЯГКОГО» ФОКУСА

Для получения особого «нежного» изображения (в первую очередь в портретной съёмке) применяются достаточно дорогие софт-фокусные объективы (Softfocus lens). Получаемое с их помощью изображение не является нерезким (хотя на первый взгляд кажется, что резкости нет), но в то же время оно сглаживает микрорельефы кожи, смягчая излишне «жесткий» и грубый рисунок. Особенно красивый и приятный эффект получается тогда, когда освещение создает активный световой рисунок, с четко выраженными светами и сочными тенями. При излишне мягком освещении картинка может стать «размыленной» или «ватной», поэтому работа с такими фильтрами требует экспериментального подхода. В качестве примера приведем софт-фильтры HOYA (fog filter, diffuser, duto, softener, spectral cross), которые применяются наиболее часто.

Фильтр Classical Blur из набора Nik Color Efex Pro

Эффект фильтра Softener построен на наложении на основное (резкое) изображение множества его дополнительных расфокусированных копий. Достигается такой эффект при помощи миниатюрных линз, похожих на капли воды, которые лежат на поверхности фильтра в произвольном порядке. Визуально эффект проявляется в светящихся ореолах на границах света и тени, а также в смягчении общего контраста снимка. Чем больше фокусное расстояние объектива при съемке, тем сильнее будет эффект; чем больше закрыта диафрагма, тем эффект слабее.

Поверхность фильтра Diffuser, кажущаяся просто неровной, на самом деле представляет собой сочетание коротких канавок неправильной формы и очень маленькой глубины с отполированной поверхностью. Такая структура поверхности приводит к тому, что общий контраст снимка практически не уменьшается, а вот резкость мелких деталей значительно падает (микроконтраст при этом уменьшается). Применение фильтра Diffuser оправдано в первую очередь в портретной съёмке при мягком освещении.

Эффект фильтра Duto вызван концентрическими кольцевыми канавками, вытравленными на его поверхности. Большая часть света, создающая основное изображение, проходит между канавками без изменений. Оставшаяся часть, падая на поверхность канавок, рассеивается, понижая тем самым общий контраст. Кроме этого, благодаря концентрическому расположению канавок, фильтр Duto обладает дифракционными свойст?вами: точечные источники света, попавшие в кадр, получают радужные ореолы, а блестящие или светлые пряди волос не становятся просто нерезкими, а превращаются во что-то текущее и струящееся. Эффект этого фильтра при диафрагмировании изменяется: на более открытых значениях преобладают рассеивающие свойства, а на средних и закрытых заметнее становятся дифракционные эффекты.

На поверхности «туманного» фильтра Fog Filter лежит множество белых полупрозрачных точек, частично рассеивающих свет. Этот фильтр «вызывает» ранний утренний туман — впечатления белесой мглы, отсутствия деталей как в темных, так и в светлых местах снимка. При правильно подобранном сюжете с помощью Fog Filter можно добиться даже совершенно необычного эффекта, получив изображение, близкое к силуэтному. Эффект «туманного фильтра» практически не зависит ни от фокусного расстояния объектива, ни от степени его диафрагмированности. Этот фильтр чаще всего находит применение у фотографов-пейзажистов.

Среди эффектных фильтров, применяемых в портретной съёмке, достаточно много насадок, имеющих в центре плоскопараллельный неокрашенный участок или отверстие. Такие насадки оставляют центральную зону изображения практически без изменений, зато остальную (периферийную) часть кадра изменяют до неузнаваемости. К таким насадкам в каталоге HOYA отнесены center-spot, soft-spot, color-spot и misty-spot. Эффект при применении таких насадок в значительной мере зависит от фокусного расстояния объектива, установленной диафрагмы и расстояния от объектива до поверхности насадки. Весьма удобны насадки прямоугольной формы, которые используют в компендиумных (слотовых) системах фильтров — например, в системе Cokin. В этом случае эффект можно изменять, перемещая фильтр как вдоль оси объектива (вставляя в разные ячейки компендиума), так и поперек оси (передвигая фильтр вдоль слота). Насадка center-spot — это линза, аналогичная применяемой в макросъёмке: изображая центр кадра резким, она выводит края из резкости. Color-spot — цветные фильтры с отверстием в середине. Окрашивают периферию кадра, оставляя центральную зону кадра в естественном цвете. Misty-spot — бесцветные оптические насадки, дающие резкое изображение цент?ральной части кадра, и своеобразно размытое и деформированное по периферии. HOYA выпускает в этой серии фильтры под названиями Gradual, Breeze, Halo и Windmill. Каждый из этих фильтров имеет свой особый характер оптического эффекта: например, Gradual дает эффект, похожий на тот, что получается при изменении фокусного расстояния объектива в процессе экспонирования, а Windmill как бы скручивает по спирали окружающее объект съёмки пространство.

Надо сказать, что большинство хороших средств изменения фокуса или атмосферы уже существует в цифровом варианте. Рассмотрим основные. В меню Photoshop SC Filter>Distort есть функция Diffuse Glow (диффузное свечение). По эффекту это ближе всего к портретному фильтру Diffuser, который размывает мелкую фактуру кожи, не особенно влияя на контраст: этот фильтр очень подходит к мягкому свету. Размытие для более сочного, тонально богатого освещения, можно подобрать в меню Classical Blur. Он дает эффект софт-фокуса, меняющего контраст, и сопоставим по принципу с фильтром Softener.

Создание туманной дымки любой степени плотности будет под контролем, если вы скопируете изображение вторым слоем и «размоете» его командой Filter>Blur>Gaussian Blur, а потом в палитре слоев установите режим наложения Lighten.

 

Фильтр Gaussian Blur в режиме наложения Lighten

ЦИФРОВОЙ НАБОР

Набор фильтров Nik Color Efex Pro, о котором мы уже упоминали, стал очень удобным инструментом для цифрового фотографа. В нем есть двухцветные, градационные и контрастные фильтры, с возможностью установки фильтра любого цвета на ваш выбор. Все они могут свободно поворачиваться вокруг оси и сдвигаться относительно центра изображения. В наборе есть «холодящий» и «утепляющий» фильтры, гибко и аккуратно меняющие цветовую температуру снимка, например, Brilliance/Warmth позволяет наглядно оценить баланс. Отлично работает и Skylight filter, корректирующий синеву от холодного неба.

К часто употребляемым можно отнести фильтры затемнения и осветления центра кадра (Center ND): такие фильтры существуют и для пленки, и для «цифры» (в уже упомянутом наборе). Размер зоны осветления и затемнения так же гибко регулируется, как и у всех остальных фильтров этой серии. Но, конечно же, цифровые технологии — не панацея, и многое выправить «задним числом» не способны. Понятно, что нейтральный серый фильтр в программе обработки не поможет вам установить при съемке водопада длительную выдержку, а поляризационный после съемки точно не устранит никакие пойманные блики. Большинство картинок, проведенных через «полярик» из набора Nik Color Efex Pro, становится ярче, чище, воздух фотографий наполняется холодным звоном — но эффект ведь все равно не тот. С другой стороны, Photoshop облегчил нам муки съемки: теперь сделать избирательный «расфокус» намного легче после съемки, чем в процессе ее, стоя со штативом и накручивая фильтр Split-field. И как бы ни спорили господа фотографы, всегда остаются незаменимые товарищи для всех: настоящий поляризационный, нейтральный серый, звездчатый и даже мозаичные (Multivision) фильтры, которые дробят одно изображение на пять или три в одном.

 

ИНФРАКРАСНЫЕ СВЕТОФИЛЬТРЫ

Еще одна группа труднозаменимых помощников и для пленки, и для «цифры». Несмотря на то, что в программах обработки давно существует возможность делать подобия инфракрасной фотографии, полноценное изображение все-таки делается «живьем» на месте съемки. С появлением доступных цифровых камер появилась простая возможность снимать в инфракрасном диапазоне. Инфракрасное (ИК) излучение — это маленькая полоса электромагнитного спектра, располагающаяся между видимым и микроволновым излучением. Поскольку длина волны такого излучения превышает длину волны видимого света, мы не можем оценить будущее изображение на глаз — придется пойти путем экспериментов. Посредством простого теста вы можете выяснить, является ли ваша камера пригодной для съемки в ИК-диапазоне. Направьте пульт телевизора на объектив камеры и посмотрите, виден ли белый свет от луча на LCD-дисплее. Если луч яркий, то зеркальный фильтр камеры не блокирует полный спектр инфракрасных лучей и она способна с тем или иным качеством делать инфракрасные изображения. Что касается фильтров, то различаются они по цене в зависимости от размера и его блокирующей способности. Чтобы вы оценили затраты: 58?миллиметровый фильтр, пропускающий ИК-лучи, обойдется вам от 30 до 130 долларов. Из недорогих можно отметить темно-красный фильтр Hoya R72, который не блокирует весь видимый свет. Из наиболее дорогих фильтров: B+W 093 стоимостью приблизительно 100 долларов, и Tiffen 87 стоимостью около 80 долларов. На практике в качестве ИК-фильтра часто используется кусок незасвеченного и проявленного слайда среднего формата, но это — исключительно низкобюджетный вариант.

 

СПЕЦЭФФЕКТЫ

А теперь перейдем к фильтрам специального назначения и их модификациям в программе Photoshop.

У двухцветных светофильтров (dual-color) каждая из половин фильтра окрашена в свой цвет. Чаще всего это сочетания красного и синего (R/B), оранжевого и зеленого (O/G), желтого и пурпурного (Y/M). Ими, как и градиентными светофильтрами, пользуются исключительно пейзажисты. В случае, когда граница между небом и землей более-менее прямая (если это равнинный или морской ландшафт), а фотографу нужно перекрасить или притемнить небо, эти фильтры позволяют воздействовать на снимок в очень широких пределах. В условиях города их применение ограничено фотосъемкой с крыш зданий. Если вы не занимаетесь классической аналоговой фотографией, то менять цвет неба проще цифровым способом. Для этой цели практически идеально подходит набор Nik Color Efex Pro, который просто распаковывается в Photoshop. В нем представлен огромный выбор градационных и двухцветных фильтров, у которых регулируется не только плотность цвета и угол поворота фильтра, но и степень его «растяжки» по изображению.

 

Градиентные фильтры (gradual color) обычно бывают серые (gradual gray), желтые (yellow), синие (blue), табачные (tobacco), розовые (pink) и т.д. Применяются они для того, чтобы окрасить или уменьшить яркость одной части изображения, не влияя на другую. Дидимиум-фильтры (didymium filters) — это модификация окрашенных светофильтров. Только спектральная характеристика пропускания у них не плавная, как у окрашенных, а изрезанная, с острыми пиками и глубокими провалами коэффициента пропускания. Благодаря такой характеристике, фильтры этого класса обладают избирательным действием: делают более насыщенными одни цвета, практически не влияя на передачу остальных. В каталоге HOYA дидимиум-фильтры представлены под названиями INTENSIFIER, GREEN FIELD, BLUE INTENSIFIER и PORTRAIT. Светофильтр INTENSIFIER делает более насыщенным красный цвет, а фильтры GREEN FIELD и BLUE INTENSIFIER подчеркивают зеленые и синие цвета соответственно. Похожий эффект производит и фильтр PORTRAIT, улучшающий цвет кожи человека. Набор POP FILTER SET состоит из трех светофильтров, окрашенных в основные цвета — красный, синий и зеленый. Троекратное экспонирование кадра (поочередно за каждым из этих светофильтров) с применением штатива дает интересный эффект, основанный на аддитивном сложении света. Поскольку красный, синий и зеленый в сумме дают белый свет, то те предметы, которые оставались неподвижными в течение всех трех экспозиций, получаются на снимке в естественных цветах, а передвигавшиеся от экспозиции к экспозиции автоматически окрашиваются. Этот набор мог бы стать отличным подспорьем для экспериментов в духе Прокудина-Горского.

 

КОНСТРУКЦИЯ И КАЧЕСТВО СВЕТОФИЛЬТРОВ

 

   КОНСТРУКЦИЯ И КАЧЕСТВО СВЕТОФИЛЬТРОВ Съемка с софт-фильтром (вверху — без фильтра, внизу — с фильтром) Светофильтры по большому счету могут быть изготовлены из любого оптически прозрачного материала, а специфические свойства фильтров обусловлены либо окраской (поверхностной или в массе), либо нанесением специальных дифракционных покрытий, либо специальной формой поверхности. На практике же изготовление светофильтров, применяемых для фотосъемки, оказывается не таким простым делом, ведь такие светофильтры помещаются перед объективом, а значит, составляют с ним общую оптическую систему. Поэтому требования к светофильтрам приходится предъявлять столь же строгие, как и к фотографическим объективам. Для изготовления большинства светофильтров применяют высококачественное оптическое стекло или специальные оптические пластмассы. Дорожащие своей репутацией производители, выпускающие большой ассортимент светофильтров разного назначения, применяют при изготовлении того или иного типа фильтра ту технологию и те материалы, которые обеспечивают наилучшие его параметры. Стекло чаще всего применяется в тех случаях, когда требуется высокая механическая прочность поверхности светофильтра, или когда поверхности фильтра предполагается покрывать просветляющими покрытиями. Цвет стеклянным светофильтрам обычно придают при варке стекла введением в его состав специальных веществ-красителей. Такая окраска является наиболее стойкой к внешним воздействиям, ведь спектральные свойства фильтра не меняются даже при значительном загрязнении или повреждении его поверхности. Оптические сорта пластмасс незаменимы при производстве светофильтров, имеющих градиентную окраску, а также для изготовления разного рода оптических насадок, имеющих поверхность сложной формы. Окрашивание пластмассовых светофильтров производят окунанием их в раствор специального красителя, проникающего внутрь материала и закрепляющегося там на молекулярном уровне.

 

ПРОСВЕТЛЕНИЕ СВЕТОФИЛЬТРОВ

 

    ПРОСВЕТЛЕНИЕ СВЕТОФИЛЬТРОВ Большое значение имеет и такой параметр светофильтра, как коэффициент пропускания. У непросветленного фильтра коэффициент отражения света на границе «стекло — воздух» составляет около 5%, соответственно для светофильтра типа UV или SKYLIGHT, имеющего две поверхности «стекло — воздух», коэффициент пропускания света составит чуть больше 90%. Это вроде бы и не страшно, однако порядка 1/3 от оставшихся 10% света все-таки попадает на матрицу, но уже в рассеянном от многократного переотражения между обеими поверхностями фильтра виде, уменьшая контраст получаемого изображения и приводя к утрачиванию деталей в тенях. Это особенно заметно при съемке контрастных сюжетов, не говоря уже о съемках против света. Для уменьшения этого неприятного эффекта на поверхности фильтра напыляют в вакууме специальные просветляющие покрытия. Уже однослойное просветление позволяет уменьшить коэффициент отражения с 5% до 1—2%, а многослойное просветление (в зависимости от количества слоев) уменьшает отражение до 0,5—0,2%, что позволяет довести коэффициент пропускания поверхности светофильтров до рекордных цифр — 97—99%. Многослойным просветлением обладают в настоящее время большинство высококачественных светофильтров. Маркировка, свидетельствующая о многослойном просветлении, своя у разных производителей, а в ряде случаев может даже отсутствовать. Непросветленными обычно выпускаются фильтры большой оптической плотности (например, нейтральный NDx400), эффектные фильтры и насадки «мягкого фокуса». Также редко просветляют пластмассовые фильтры. Кроме просветляющих светофильтры могут иметь еще и «всепогодное» покрытие, благодаря которому на фильтре меньше осаждается пыль, а капли воды не растекаются по поверхности и легко исчезают при встряхивании. Такие покрытия способствуют защите поверхности светофильтра от царапин. Как правило, во «всепогодном» варианте выпускаются светофильтры, предназначенные для постоянного ношения на объективе (ультрафиолетовый, защитный и скайлайт). Защитное покрытие может комбинироваться с многослойным просветляющим покрытием.

 

КРЕПЛЕНИЕ СВЕТОФИЛЬТРОВ

 

    КРЕПЛЕНИЕ СВЕТОФИЛЬТРОВ Светофильтры, применяемые в фотосъемке, имеют в большинстве своем либо круглую, либо прямоугольную форму. Для установки на объектив фотоаппарата прямоугольных светофильтров применяются, как правило, особые системы крепления, включающие в себя держатель («компедиум»), в который можно установить до трех светофильтров одновременно, адаптерные кольца для монтажа компедиума с фильтрами на разных объективах, а также специальные составные (модульные) бленды, защитные крышки и так далее. По такому принципу построена наиболее известная система эффектных светофильтров Cokin. Круглые светофильтры (как стеклянные, так и пластмассовые) укрепляются в металлической оправе, снабженной резьбой (или байонетным креплением) для установки на объектив фотоаппарата. Размер присоединительной резьбы для крепления к объективам светофильтров и других насадок, как правило, выбирается производителями объективов из стандартного ряда. Наиболее распространена резьба диаметром 46, 49, 52, 55, 58, 62, 67, 72, 77 и 82 мм (метрическая резьба с шагом 0,75 мм). Светофильтры большего и меньшего диаметра также выпускаются и используются, но поскольку объективов, использующих такую резьбу, выпускается достаточно мало, в широкой продаже их встретить нелегко. Светофильтры с резьбовым креплением можно использовать и на современных цифровых компактных фотоаппаратах, несмотря на то, что на торце их объективов нет резьбы под светофильтры. Как правило, в списке аксессуаров к этим аппаратам имеются переходные кольца для светофильтров (Canon Powershot Pro1) или переходные тубусы для насадок (Olympus Camedia 5050, Canon Powershot A95), оканчивающиеся стандартной резьбой (58 мм и 55 мм в наших примерах).

 

ПРОИЗВОДСТВО И ПРОИЗВОДИТЕЛИ СВЕТОФИЛЬТРОВ

 

     ПРОИЗВОДСТВО И ПРОИЗВОДИТЕЛИ СВЕТОФИЛЬТРОВ Преимущество мультипросветления (вверху — снято с непросветленным фильтром, внизу — с МС фильтром) Производство светофильтров — достаточно сложное и высокотехнологичное производство, ведь большинство требований, предъявляемых к светофильтрам, находятся на уровне требований к производству объективов. Обе поверхности светофильтра должны быть абсолютно плоскими и строго параллельными друг другу, окраска фильтра должна быть однородной, свойства фильтров от партии к партии не должны изменяться, оправа фильтра должна быть механически прочной, обеспечивать хорошее фиксирование светофильтра на объективе и так далее. С другой стороны, требования к светофильтрам у разных производителей оптики по существу не отличаются друг от друга, в отличие от требований к объективам. Оно и понятно — у светофильтра, в отличие от объектива, нет того многообразия оптических параметров, входящих в понятие «рисунок объектива». Поэтому в сфере производства светофильтров весьма развита международная кооперация — реальных производителей светофильтров гораздо меньше, чем марок, под которыми эти светофильтры продаются. Светофильтры, которые предлагают под своей маркой известные производители фотоаппаратуры (Canon, Minolta, Nikon, Olympus, Pentax, Mamiya, Hasselblad и другие), — это фильтры с гарантированно высоким качеством независимо от того, изготовлены ли они на собственном оптическом производстве или произведены в результате международной кооперации. Покупка рекомендованного производителем оптики фильтра — это гарантированно надежный вариант. Однако такие светофильтры стоят достаточно дорого, да и ассортимент их, как правило, включает только самые распространенные и необходимые типы фильтров. Поэтому взоры покупателей достаточно часто, как и в случае со сменной оптикой, обращаются к «независимым» производителям. Фильтры таких производителей стоят дешевле и ассортимент имеют гораздо больший. Однако, покупая светофильтр от «независимого» производителя, нужно быть осмотрительным — по внешнему виду высококачественный светофильтр от фильтра посредственного качества отличить практически невозможно. Максимум, что можно определить внешним осмотром, — это отсутствие грубых повреждений фильтра, а для определения качества просветления, качества окраски фильтра, плоскостности и параллельности его граней, отсутствия свилеватости и других дефектов стекла наше зрение, увы, слабовато. Поэтому, покупая светофильтр, мы доверяем контроль качества его производителю. Можно условно разделить фирмы, продающие светофильтры под своими торговыми марками, на следующие группы: • неизвестные торговые марки. Степень риска получить под таким названием светофильтр низкого оптического качества достаточно велика. Подобная покупка, на наш взгляд, является заведомо напрасной тратой денег (если преследуется цель купить именно светофильтр достаточного оптического качества), и нам хочется лишний раз об этом напомнить; • торговые марки, представляющие широчайший спектр различных изделий для фотолюбителей, начиная от фотоальбомов, прищепок для сушки пленки, резиновых бленд и крышек на объективы и кончая собственно светофильтрами, вспышками, фотоаппаратами и объективами. В нашей стране наиболее известны подобные изделия под марками Soligor, Hama, Kaiser, Jessops, Unomat и некоторыми другими. Как правило, за этими торговыми марками не скрывается собственного производства светофильтров (фильтры делаются по международной кооперации (OEM)). С одной стороны, это хорошо — сделать светофильтр качественным не так просто, особенно не имея собственного развитого оптического производства. С другой стороны, реальный изготовитель фильтра в таком случае остается неизвестен, и под одной и той же маркой могут поступать в продажу фильтры разных производителей, имеющие разное оптическое качество. А поскольку продукция вышеописанных торговых марок рассчитана в первую очередь на удовлетворение потребностей рынка любительской фотографии, то нижняя планка качества таких светофильтров редко устанавливается на том же уровне, что и для высококачественных профессиональных изделий; • торговые марки концернов, производящих оптику, и торговые марки известных производителей светофильтров. В качестве примеров таких изделий можно привести достаточно распространенные у нас фильтры B+W, HOYA, Kenko, Marumi, Sigma. Покупка светофильтров старших серий этих марок — однозначно хороший выбор.

 

УХОД ЗА СВЕТОФИЛЬТРАМИ И ОПТИЧЕСКИМИ НАСАДКАМИ

 

     УХОД ЗА СВЕТОФИЛЬТРАМИ И ОПТИЧЕСКИМИ НАСАДКАМИ Со светофильтрами и оптическими насадками следует обращаться так же аккуратно, как и с объективами, ведь от их состояния в итоге зависит качество получаемого изображения. Брать светофильтры можно только за оправу (круглые фильтры с резьбовым или байонетным креплением) или за кромки (прямоугольные фильтры). При установке фильтров в компедиум или вворачивании их в резьбу объектива не следует прилагать излишних усилий во избежание возможного перекоса оправы и как следствие возникновения внутренних напряжений в материале фильтра. Важно содержать светофильтры в чистоте — отпечатки пальцев, пыль и другие загрязнения не только увеличивают светорассеяние (и как следствие приводят к падению контраста изображения), но и приводят к повреждению поверхности светофильтра. Для очистки поверхности стеклянных фильтров применяются те же методы, что и для очистки других оптических поверхностей: сдувание пыли и других сухих загрязнений струей воздуха при помощи груши или, что лучше, специального баллончика со сжатым воздухом. Более крупный «мусор» можно «вымести» мягкой сухой чистой кисточкой. В случае загрязнения поверхности фильтра жировыми пятнами, высохшими каплями морской воды и слюны ее придется протирать, используя выпускаемые многими производителями специальные наборы для чистки фотографической оптики. В состав таких наборов обычно входит флакон со специальным растворителем, не повреждающим просветляющее покрытие, и специальная мягкая безворсовая ткань, подвергнутая антистатической обработке. Очистку сильно загрязненного светофильтра лучше проводить в два этапа: сначала слегка влажной от смачивания в растворителе тканью смыть загрязнения спиральными движениями от краев к центру, затем другим (чистым и сухим) участком ткани вытереть поверхность фильтра спиральными движениями от центра к краям светофильтра. При необходимости этот цикл операций можно повторить. Влажная чистка светофильтра — операция достаточно сложная, требующая опыта и применения только специально предназначенных для этого средств. Категорически не допускается использование бытовых или промышленных растворителей, сажи, «влажных» тканевых и замшевых салфеток для протирки очков, равно как и иных предметов и веществ, могущих привести к повреждению просветляющего покрытия, материала и покрытия оправы, целостности склеенных оптических элементов или иным прискорбным последствиям. К чистке пластмассовых светофильтров следует подходить еще более осторожно. Поверхность пластмассовых фильтров гораздо более нежная, чем у стеклянных, соответственно, ее легче повредить. К тому же от частой протирки пластмассовые светофильтры электризуются, что вызывает более интенсивное притягивание пыли. Да и чувствительность к растворителям у пластмассовых светофильтров гораздо выше, чем у стеклянных. Съемка с насадочной линзой (вверху — без линзы, внизу — с линзой)

 

ХРАНЕНИЕ СВЕТОФИЛЬТРОВ И ОПТИЧЕСКИХ НАСАДОК

 

     ХРАНЕНИЕ СВЕТОФИЛЬТРОВ И ОПТИЧЕСКИХ НАСАДОК Хранить светофильтры лучше всего в пластмассовых футлярах, в которых они продаются. Пусть это и не всегда удобно (футляры фильтров в количестве больше полудюжины уже занимают значительный объем), но только такой способ хранения и транспортировки гарантирует защиту поверхности фильтров. При интенсивном использовании большого количества светофильтров иногда можно воспользоваться специальными «кошельками» (кляссерами) для светофильтров, предварительно убедившись в безопасности этой конструкции для поверхности фильтров. Подобные «кошельки» необходимо также содержать в идеальной чистоте, — даже мельчайшие пылинки могут причинить значительный вред поверхности фильтров.

 

ИТОГИ

 

    ИТОГИ Цифровые технологии в фотографии за последнее время шагнули далеко вперед. Тем не менее светофильтры продолжают занимать достойное место в списке аксессуаров, необходимых при съемке. Естественно, ассортимент светофильтров, используемый при работе с цифровым фотоаппаратом, заметно отличается от использовавшегося при съемке на пленку. Некоторые светофильтры оказались в цифровой фотографии или неприменимыми, или просто ненужными. Эффект еще части фильтров при желании можно смоделировать позже, на стадии обработки изображения в компьютере. Однако использование, например, защитного, ультрафиолетового, поляризационного и нейтрально-серого фильтров невозможно заменить последующей компьютерной обработкой. Именно правильное применение этих светофильтров позволяет получить при работе с цифровой камерой максимально качественное изображение. Поэтому и при «цифровой» съемке использование многих светофильтров — это не теоретическая возможность, а насущная необходимость.

 

 

 

 

 

Gel filters – Гель фильтры (общий обзор).

gel1

Фильтр (гель, или gel (джэл), фолиевый светофильтр) – необходимый и незаменимый инструмент любого продвинутого фотографа, позволяющий существенно расширить его возможности по производству качественной, эстетичной, яркой и индивидуальный фотографии.

Производятся в рулонах, чаще всего 1.22 м на 7 метров (48 дюймов – размер стандартной фрострамы, на которую фотографы и осветители прикрепляют фильтры), но иногда режутся производителем или самими фотографами до меньшего размера, что позволяет использовать их с большим удобством и брать с собой на выездные съемки.

Имеют общую номенклатуру сразу среди нескольких производителей, т.е. один номер обозначает один и тот же цвет или тип сразу у нескольких производителей (LEE, ROSCO, COKIN…). В настоящее время широко используются две системы нумерации: система LEE, имеющая трехзначный номер, и система ROSCO, использующая многозначную систему.Cуществуют справочники, позволяющие “переводить” фильтры из одной системы в другую.

Фильтров действительно очень много, номенклатура доходит до сотен позиций. Они отличаются по плотности, имеют свой уникальный спектральный рисунок, они обладают различной степенью прозрачности, рассеивания, по разному ведут себя с различными типами света. Поэтому, для продвинутого фотографа (а именно таким вы стараетесь быть, или уже являетесь) не может быть просто цветных фильтров: красного, синего, зеленого, желтого. Каждый из них уникален, надо стараться иметь как можно больший ассортимент фильтров в своем арсенале. Но не просто иметь, как разноцветные карандаши в коробке, а потоянно тестировать их: как он себя ведет с тем или иным источником света, как сочетается с цветом кожи модели, какие создает потери для света. Постепенно фотограф формирует набор любимых фильтров: они предсказуемы, их оттенки укладываются в его эстетические представления, он уверен в том, какой они произведут эффект, ведь порою похожие фильтры будут вести себя совершенно по-разному.

Желательно сразу знать номера, названия фильтров. Записывайте их себе в блокнот, сделайте маленькие стикеры и наклеивайте их на уголки фильтров – это позволит хорошо запоминать номера, быстро находить нужный фильтр. Должно войти в хорошую привычку запоминать и называть цветные фильтры по номерам. Вам нужно будет периодически закупать новые, и вы постенно будете вытеснять из своей студии “не ваши” фильтры, оставляя те, которые вам максимально подходят.

Многие фирмы продают фильтры большими рулонами, однако можно найти на рынке наборы фильтров. Поработав со всеми из них, вы поймете, какие вам оттенки нужны еще, какие фильтры лучше закупить рулонами, понимая, что будете их широко и интенсивно использовать в студии.

Ну и наконец практические аспекты применения: фильтры могут быть разного размера, но можно порекомендовать не стремиться за большими рулонами, а научиться применять фильтры тех размеров, которые подходят для стандартного рефлектора. Обычно размера 30 на 30 сантиметров достаточно, чтобы закрыть стандартный рефлектор. Если вы хотите использовать фильтры на портретной тарелке, рефлекторах увеличенного размера, и даже маленьких софтбоксах, то стоит обратить внимание на фильтры размером 60 на 60 см (половина ширины стандартного рулона). Если уж вы уверены, что будете во всю использовать фильтры на больших софтбоксах, надевать их на фрост-рамы, то тут уже не обойтись без покупки фильтров рулонами.

Однако опыт подсказывает, что рулонами обычно стоит покупать диффузные фильтры (мы будем рассматривать в статье почему), основные конверсионные (по причине весьма активного их использования и весьма частой порчи при этом использовании), косметические (они обычно должны никак не влиять на характеристики уже выставленного света, поэтому надетый на софтбокс косметический фильтр – это нормально), и пару-тройку цветных, самых любимых (причем покупка их рулонами будет обусловлена скорее не необходимостью иметь их в таком формате, сколько энергичностью их использования).

Остальные фильтры достаточно иметь размером 30 на 30 сантиметров. При этом не использовать держатели, а пользоваться специальным, а иногда и простым бумажным малярным скотчем.

Любой держатель негерметичен, и если мы используем фильтры с большим коэффициентом понижения, то свет будет проникать свозь зазоры между держателем и рефлектором и будет существенно влиять на световой рисунок.

Большинство держателей подразумевают наличие кассеты, на который надо фиксировать, обычно наклеивать фильтр: вы вынуждены уже иметь не просто свернутый в рулон набор фильтров, а целую коробку кассет с фильтрами. Вы теряеете мобильность, обрастаете громоздкими, непригодными к транспортировки аксессуарами, наконец, просто теряете активность по их замене, покупке новых.

Кроме того, фильтры часто прогорают, и в первом случае до простой замены новым фильтром уйдет несколько секунд, в то время, как замена фильтра на кассете занимает время.

Наконец универсальность, у вас в студии возможно есть рефлекторы разного размера, есть зонтичные рефлекторы, которые редко имеют держатели, наконец, вы иногда работаете в других студиях, ездите на выездные съемки, беря в аренду дополнительно оборудование. Иметь постоянный набор фильтров под рукой с возможностью импользования их всегда и с любым оборудование стоит того, что вам дополнительно нужно будет таскать с собой небольшой рулон бумажного или специального скотча.

Да и неизвестно, какие аксессуары вы будете использовать: соты, маски, шторы. Держатели зачастую совершенно лишают вас возможности их применения.

Если вы используете фильтры с фрострамами, то лучшее решение – это канцелярские скобы большого размера: придя в магазин, купите себе несколько наборов. Это вообще довольно нужная вещь в любой студии, а для надевания фильтра на фрост-раму, и даже на софтбокс – вещь просто незаменимая.

Фильтр надетый на рефлектор. Мы его можем использовать двумя способами:

1. Надев его на рефлектор и используя свет от рефлектора напрямую, вы получите жесткий свет примерно сопоставимый с изначальными характеристиками света рефлектора (многие фильтры немного рассеивают свет, меняя его характристики).

2. Направив рефлектор на отражатель, мы получим уже мягкий свет, который будет иметь те характистики, которые заложены в используемой вами световой схеме. В качестве отражателя может использоваться не только лайт-диск (интересное решение, которое позволяет менять жесткость света, изменяя расстояние между отражателем и рефлектором), но и стена (а это возможность получения очень мягкого заполняющего света). Это может быть и зонт, и это будет простым и удобным устройством.

В первом случае, если вы не хотите получить замысловатый и непредстказуемый рисунок света, вы лишены возможности частично закрывать рефлектор – при схеме прямого света вы вынуждены закрывать рефлектор полностью фильтром.

В то время как, используя фильтры через отражатель, помимо возможности использования фильтров небольшого размера, вы получаете еще одну уникальную возможность: мы можем их смешивать и менят насыщенность.

Предположим, вы используете рефлектор с зонтом. Перебирая многие варианты использования двух, а то и трех фильтров вы можете получить разнообразную гамму цветов и оттенков (правда с некоторой потерей силы света). Кроме того, закрывая рефлектор не полность, вы получите не полную окраску света данным фильтром, а лишь частичную. Ведь так часто нам нужно получить лишь легкий оттенок в используемом свете, а не яркий насыщенный цвет. Этот способ использования даст вам поистине широкие возможности.

 

 

 

 Сергей ДУБИЛЬЕР.

Наталья ЕЛИСЕЕВА

Автор : Олег Титяев.



Обновлен 13 мая 2012. Создан 03 окт 2011



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником