Юрий Сидоренко-фотограф для души!

Подробнее об телеобъективах.Телеобъективы для Canon.

Оптические схемы телеобъективов, Механические свойства телеобъективов, Особенности изображения телеобьектива, Съемка удаленных объектов, Спортивная и репортажная съемка телеобьективом, Портрет,Телепейзаж, Панорамная съемка, Архитектура, Макросъемка.



 

На длинном конце зума


Фотографическая оптика была известна задолго до изобретения фотографии и использовалась художниками в качестве вспомогательного инструмента для точного изображения пейзажей. Впервые оптическая схема из двух собирающих линз была описана Кеплером (Kepler) в 1611 году, но была забыта и заново изо?бретена Барлоу (Barlow) в 1834 году, а в 1891 году такой объектив был использован Даллмейером (Dallmeyer) в фотографических целях. Следует заметить, что Кеплер не воплощал свою конструкцию «в стекле», но его теоретические изыскания оказали существенное влияние на более поздние разработки.

Исторически основным применением телеобъективов были фотографирование удаленных объектов крупным планом и портретная фотосъемка. В последнем случае длиннофокусная оптика обеспечивает минимальное искажение пропорций лица и хорошее отделение его от фона, который, находясь вне зоны резкости, размывается. Эти два направления актуальны в фотографии и сегодня. Кроме того, телеобъективы позволяют производить множество других интересных видов фотосъемки.

Самый большой телеобъектив для гражданского применения, изготовленный в настоящее время, спроектирован и собран компанией Carl Zeiss. Он имеет фокусное расстояние 1700 мм, максимальное относительное отверстие (диафрагму) F/4 и массу 256 кг (фото 1). Этот объектив выпущен в единственном экземпляре по заказу любителя фотографирования живой природы с больших расстояний, предъявляющего очень высокие требования к качеству изображения.

 

Оптические схемы телеобъективов

 
 

Простейшая конструкция объектива, представляющая собой одну длиннофокусную линзу, обладает рядом недостатков. Самые существенные из них — невысокое качество изображения и очень большие габариты конструкции. Длина такого объектива при фокусировке на бесконечность равна его фокусному расстоянию. Поэтому в настоящее время используется другая оптическая схема, называемая телеобъективом. В простейшем случае телеобъектив состоит из одной собирающей и одной рассеивающей линзы, однако, в целях уменьшения аберраций их обычно заменяют группами линз, изготовленных из стекла с разными оптическими свойствами (рис. А). В современных телеобъективах обычно используются дополнительные группы линз, еще более улучшающие качество изображения и реализующие дополнительные функции, например, стабилизацию изображения, при этом общая идея конструкции остается прежней.

Между группами линз обычно находится диафрагма. Это устройство ограничивает поперечное сечение светового пучка и используется для изменения количества проходящего через объектив света и глубины резко изображаемого пространства. Форма размытия в зоне нерезкости представляет собой изображение отверстия диафрагмы.

С увеличением фокусного расстояния длина телеобъективов быстро увеличивается. Для обеспечения достаточной светосилы линзы приходится делать большого диаметра. В результате увеличивается вес и растет цена объектива. Задача создания компактных сверхдлиннофокусных объективов успешно решена с применением зеркально-линзовой оптической схемы, напоминающей классический телескоп (рис. Б). В такой схеме диафрагма отсутст?вует (ее оптическую роль обычно играет оправа переднего элемента), объектив имеет фиксированную светосилу и относительное отверстие, а размытие изображения вне зоны резкости имеет характерную кольцевидную форму.

 
 

Механические свойства телеобъективов

Как уже упоминалось, телеобъективы обычно имеют довольно большую длину. Для получения приемлемых значений относительного отверстия, которое влияет на количество проходящего через оптическую систему света, приходится использовать линзы большого диаметра. Все это приводит к тому, что качественный телеобъектив невозможно сделать легким и компактным. При небольших размерах светочувствительного материала (например, в компактных цифровых фотокамерах) это ограничение несущественно, однако, увеличение требуемого размера изображения приводит к пропорциональному росту линейных размеров оптики. Умеренный телеобъектив с истинным фокусным расстоянием 200 мм и светосилой F/2.8 уже нелегко держать в руках длительное время: в такой ситуации лучше использовать штатив или монопод.

 
 

Кроме того, небольшой угол зрения длиннофокусного объектива приводит к тому, что даже очень небольшой поворот оптической системы приводит к значительному смещению изображения. Если такое смещение происходит во время экспозиции, фотография получается смазанной. Эмпирическая формула, верная для большинства случаев, гласит, что при съемке с рук «безопасная» (в смысле смазывания изображения) выдержка (в секундах) должна быть численно не больше величины, обратной эквивалентному фокусному расстоянию (в миллиметрах). Особо «длинные» объективы не дают выполнить это условие даже при ярком освещении сцены. Для исправления ситуации используются два принципиально различных подхода. Один из них состоит в том, чтобы максимально надежно зафиксировать оптическую систему в пространстве и не допустить ее смещения во время съемки. Для этого используются штативы или моноподы. Реже применяются более дорогие и громоздкие гироскопические платформы, которые беспрепятственно перемещаются в пространстве, но точно сохраняют первоначально заданную ориентацию. Второй способ, называемый оптической стабилизацией, состоит во введении в оптическую систему специального подвижного элемента, компенсирующего смещение изображения в результате дрожания камеры. Этот элемент может быть или одной из линз объектива, или платформой, на которой крепится светочувствительная матрица цифрового фотоаппарата.

Очень крупные объективы весят намного больше, чем камера, на которую они устанавливаются. Поэтому они имеют специальное крепление, обычно в виде хомута с площадкой, для установки системы на штатив. Иногда конструкцией устройства предусматривается также ручка для его переноски. Уже упоминавшийся гигант Carl Zeiss Apo Sonnar T* 4/1700 в силу своих массогабаритных особенностей предназначен для установки на специальную платформу, смонтированную в кузове автомобиля. В таких экстремальных случаях логичнее говорить об установке камеры на объектив, а не наоборот.

Фокусировка светосильных длиннофокусных объективов связана с перемещением массивных линз. Это значительно уменьшает скорость и точность автоматического наведения на резкость и увеличивает энергопотребление. Одно из важнейших направлений современных исследований — улучшение этих параметров. Отчасти по той же причине минимальная дистанция фокусировки быст?ро увеличивается с ростом фокусного расстояния. Путем введения этого ограничения удается сократить ход составных частей в процессе наведения на резкость, а значит, сократить время фокусировки. Некоторые объективы имеют переключатель, позволяющий выбирать диапазон дистанций фокусировки: полный — для съемки близко расположенных объектов или сокращенный — для ускорения процесса.

Для уменьшения длины и массы объективов в них применяют дорогостоящее оптическое стекло с экстремально высоким показателем преломления. Некоторые современные разработки используют с той же целью дифракционную оптику.

 

Увеличение фокусного расстояния объектива

 
 

Бывает, что фокусное расстояние объектива слишком мало для решения конкретной фотографической задачи. В некоторых случаях замена объектива на более длиннофокусный невозможна (например, при использовании компактной камеры с несменной оптикой) или нежелательна (обычно супертелеобъективы весьма недешевы). На помощь придут оптические устройства, называемые телеконвертерами. Их можно разделить на два больших класса: размещаемые между объективом и камерой на манер удлинительных колец и устанавливаемые перед передней линзой объектива.

За увеличение фокусного расстояния оптической системы такими методами приходится платить уменьшением светосилы. 1.4х телеконвертер уменьшает светосилу на одну ступень, 2х — на две. То есть, например, при использовании объектива со светосилой F/2.8 и 2х телеконвертера получается система со светосилой F/5.6. Не слишком много, но вполне приемлемо. Качество изображения при использовании телеконвертеров того же производителя, который выпустил объектив, обычно страдает незначительно, но более дешевую продукцию третьих фирм следует приобретать с известной осторожностью.

 

Особенности изображения

 
 

Фотографирование любого объекта геометрически представляет собой его изо?бражение на плоскости в центральной проекции. Это утверждение верно при использовании любых объективов с исправленной дисторсией. Вся существующая длиннофокусная оптика обладает этим свойством, поэтому другие случаи мы рассматривать не будем.

Размер объекта, изображение которого занимает всю площадь кадра, зависит от размера кадра, фокусного расстояния объектива и расстояния от камеры до объекта. Уменьшая площадь кадра, можно добиться укрупнения масштаба при печати изображения, сохраняя при этом тот же формат бумаги. Поэтому фокусное расстояние объектива само по себе не может быть мерой его широкоугольности. Например, объектив с фокусным расстоянием 50 мм будет нормальным для пленки типа 135, имеющей формат кадра 24х36 мм, широкоугольником для среднего формата 60х45 мм и супертелевиком для цифровой фотокамеры с размером сенсора 8х6 мм. Для упрощения расчетов было введено понятие эквивалентного фокусного расстояния, которое определяется как истинное фокусное расстояние объектива, имеющего тот же угол зрения при диагонали кадра 43 мм, который соответствует получившей наибольшее распространение пленке типа 135.

Объективы с эквивалентным фокусным расстоянием около 40–50 мм называют нормальными, поскольку они дают изображение, похожее на видимое невооруженным глазом (в обоих случаях пространственные соотношения предметов визуально будут одинаковыми). Более короткофокусная оптика называется широкоугольной. В этой статье мы рассматриваем объективы с эквивалентным фокусным расстоянием, которое существенно больше нормального.

В качестве телеоптики можно использовать универсальные объективы с переменным фокусным расстоянием, которые часто устанавливаются в компактных фотоаппаратах с несменной оптикой. Геометрия изображения не зависит от конструкции объектива и определяется только его эквивалентным фокусным расстоянием.

Как бы странно это ни звучало, пространственные соотношения между частями изображения объекта не зависят от фокусного расстояния объектива, с помощью которого производилась съемка. Они определяются только расстоянием от фотоаппарата до объекта съемки. Это утверждение легко доказать с использованием элементарных сведений из геометрии; эту задачу мы предлагаем решить любознательным читателям самостоятельно.

Заметим, что из неизменности пространственных соотношений следует «геометрическая» эквивалентность цифрового и оптического зума. Но на практике использование цифрового увеличения приводит к уменьшению максимальной разрешающей способности изображения. Происходит так потому, что цифровой зум «вырезает» из кадра фрагмент меньшего размера, а значит, использует лишь часть светочувствительных элементов матрицы. Точно такого же эффекта можно добиться, выполняя кадрирование снимка, сделанного без цифрового увеличения в камере.

Поговорим о телеобъективах

Автор: Артем Кашканов

Предупреждение - статья основана только на личном опыте. Основное внимание уделяется технике Canon, с которой я работал в течение своего фотографического опыта.

Для чего вообще нужен телеобъектив?

Купить себе телеобъектив хотят, наверное, не меньше половины обладателей зеркалок со стандартным зум-объективом. На вопрос "а зачем вам нужен телеобъектив?"

чаще всего приходится слышать ответ, с которым сложно поспорить - "чтобы все приближать!" :) Как правило, телеобъектив действительно используется для съемки объектов, к которым нельзя подойти - начиная от банальных кувшинок и домиков "на том берегу", заканчивая профессиональной фотоохотой, спортивной съемкой, съемкой самолетов и так далее. Еще телеобъективы, благодаря своей способности сильно размывать задний план, часто используются для портретной съемки. Некоторые телевики позволяют снимать неплохое макро. Иными словами, спектр задач, которые позволяет решать телеобъектив достаточно широк.

В данной статье рассматриваются основные моменты во время выбора, покупки и использования телеобъектива.

Какой выбрать телеобъектив

У каждого производителя фототехники, как правило существует огромное количество длиннофокусных объективов. Если рассматривать Canon, то на ум приходит не меньше десятка моделей (фиксы пока в расчет не берем)!

  • Canon EF-S 55-250mm f/4-5.6 IS
  • Canon EF 70-200mm f/2.8 USM L
  • Canon EF 70-200mm f/2.8 USM L IS
  • Canon EF 70-200mm f/4 USM L IS
  • Canon EF 70-200mm f/4 USM L
  • Canon EF 70-300mm f/4-5.6 USM IS
  • Canon EF 70-300mm f/4-5.6 USM L IS
  • Canon EF 100-300mm f/5.6 L
  • Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6 USM L IS

У остальных производителей ситуация похожая. Все это разнообразие дополняется большим количеством моделей телевиков от Sigma, Tamron. Стоимость телеобъективов может составлять от нескольких сот до нескольких тысяч долларов! Как разобраться во всем этом разнообразии и выбрать телеобъектив с оптимальным соотношением цены, функциональности и качества изображения?

Прежде всего, давайте проведем небольшую вольную классификацию телеобъективов.

По фокусному расстоянию

Как и вся оптика, телеобъективы делятся на зумы и фиксы. Зум-объектив имеет возможность менять фокусное расстояние в определенных пределах, таким образом меняя масштаб съемки объекта от среднего до очень крупного (мелкий масштаб дают широкоугольники, о них речь шла ранее).

Телеобъективы с фиксированным фокусным расстоянием такой возможности не имеют, чтобы кадрировать с ними придется бегать. Причем, принимая во внимание их очень малый угол обзора, бегать придется на очень большие расстояния, а иногда даже лазить по горным склонам, лестницам, стремянкам, деревьям - в зависимости от того, что мы собрались снимать. Использование длиннофокусных фиксов - в основном, удел фотоохотников, астрофотографов, спортивных фоторепортеров. Как правило для съемки используются специальные площадки, кабинки, расположение которых "подогнано" для того, чтобы место действия хорошо просматривалось и расстояние до объектов съемки было оптимальным для применения данного фокусного расстояния.


Спортивные фоторепортеры с телевиками-фиксами

В повседневном использовании гораздо практичнее зум-объективы. В большинстве случаев они имеют худшую светосилу и четкость изображения, хотя встречаются и весьма резкие и красиво рисующие зумы - в данном случае речь идет о профессиональных "умеренных" телеобъективах 70-200mm.

Более наглядно дать понятие, как связана "степень приближения" с фокусным расстоянием поможет симулятор объектива:

Посмотрите, как изменяется поле зрения объектива при изменении фокусного расстояния и при использовании на полнокадровой матрице (FX) и на кропе 1.5 (DX).

По светосиле

Светосила характеризует максимальное светопропускание объектива. Чем светосильнее объектив, тем больше света достается матрице (при полностью открытой диафрагме) и тем короче требуется выдержка. Еще одна общеизвестная закономерность - чем больше светосила, тем в больших пределах можно менять глубину резкости. Это актуально для портретной съемки, в которой весьма ценятся объективы, дающие сильное и красивое размытие заднего плана.

Светосильная длиннофокусная оптика позволяет воплощать в жизнь большое количество творческих замыслов. Как правило, это весьма недешевые объективы профессионального класса. Одним из элементов престижа у каждого производителя являются "умеренные" телеобъективы с диапазоном фокусных расстояний 70-200мм и постоянной светосилой f/2.8. Это профессиональные зум-объективы, "заточенные" под портретную съемку. Они, как правило, дают замечательное качество изображения - в зоне резкости детализация огромная, задний план при этом размывается очень сильно и красиво. Контрастность, цветопередача, устойчивость к засветке также на весьма высоком уровне. Объективы 70-200mm f/2.8 имеют огромную популярность среди свадебных фотографов, позволяя одновременно решать задачи по репортажной и портретной съемке. Объективы 70-200 мм имеют также "облегченные" версии - с постоянной светосилой 4. Они ощутимо дешевле и компактнее своих "старших братьев", однако и возможностей у них меньше, хотя, на самом деле, эта оптика очень неплохая.

Светосила большинства любительских телеобъективов весьма невысока - на коротком конце f/4, на длинном - f/5.6 и даже меньше. Это накладывает некоторые ограничения в использовании таких объективов в художественной портретной съемке (которая чаще всего ведется в диапазоне до 135-150 мм) и съемке быстро движущихся объектов - из-за малого количества света, попадающего на матрицу для съемки с короткой выдержкой приходится сильно поднимать чувствительность ISO.

Если посмотреть внимательно, среди профессиональных телеобъективов иногда встречаются и не особо светосильные! Вот пример:

  • Canon EF 70-300mm f/4-5.6 USM IS (стоит около 20.000 рублей)
  • Canon EF 70-300mm f/4-5.6 USM L IS (стоит около 45.000 рублей)

Вроде бы, отличия только в одной букве, но "элька" стоит больше чем в 2 раза дороже. В чем подвох?

На самом деле, эти объективы внешне довольно похожи друг на друга (обычный 70-300 черный, "элька" белая и чуть больше в диаметре). Разница в начинке. Объективы имеют разную оптическую схему и в них используются линзы разных классов. В итоге недорогой "простой" 70-300 имеет приемлемое качество картинки лишь на 2/3 своего диапазона (где-то до 200 мм), дальше идет ощутимое снижение резкости, появляются хроматические аберрации. "Элька" дает более яркую, сочную и резкую картинку на всем диапазоне фокусных расстояний.

По наличию/отсутствию стабилизации

Вам наверняка известно, что стабилизатор изображения помогает компенсировать движение камеры, вызванное дрожанием рук фотографа (шевеленку), таким образом позволяя снимать с более длинной выдержкой и получать при этом четкие снимки. Сейчас стабилизаторы ставят практически во все объективы, но наибольшую актуальность стабилизация имеет в длиннофокусной оптике, то есть, в телеобъективах.

Есть такое правило - чтобы получать гарантированно четкие снимки, нужно снимать с выдержкой не длиннее 1, деленной на фокусное расстояние (в пленочном эквиваленте). То есть, если фокусное расстояние у нас 50 мм, то "безопасная" выдержка составит 1/50 секунды (и короче). Если у телеобъектива фокусное расстояние 300 мм, то "безопасная" выдержка составит 1/300 секунду на полном кадре и примерно 1/460 секунды на "кропнутой" камере (в пересчете на кроп 1.6 300 мм превращаются в 460 мм).

Из этого следует, что 300-мм телеобъективом с рук получится снимать только ярким солнечным днем! Если выдержка получается длиннее безопасной, выходы есть - открывать шире диафрагму (часто, жертвуя при этом детализацией), повышать ISO (при этом растет уровень шумов), либо воспользоваться штативом (это снижает мобильность фотографа).

И тут нам приходит на помощь стабилизация - включенный стабилизатор способен увеличить безопасную выдержку в 2-3 раза. То есть, вместо 1/300 секунды, "безопасная" выдержка для 300 мм составит 1/100 секунды (1/160 сек на кропе). Согласитесь, стабилизатор дает серьезное преимущество и позволяет в большинстве случаев отказаться от использования штатива и снимать на низкой чувствительности ISO не только в солнечную, но и в пасмурную погоду, иногда даже вечером.

Таким образом сожно сделать вывод о исключительной пользе функции стабилизации изображения для телеобъектива. Однако, справедливости ради стоит отметить, что стабилизатор полезен только при съемке неподижных объектов (например, пейзажа). Если вы собрались снимать движущиеся объекты, например, спортсменов, стабилизация вам не поможет - чтобы "заморозить" движение, нужно сокращать выдержку за счет открытия диафрагмы и/или повышения чувствительности ISO.

Что нужно знать, покупая недорогой телеобъектив?

Основные недостатки большинства бюджетных телеобъективов - низкая светосила, ощутимое снижение качества изображения при увеличении фокусного расстояния, хроматические аберрации, виньетирование на открытой диафрагме. У некоторых особо дешевых моделей отсутствует стабилизация изображения - такие объективы включаются в спецпредложения магазинов и "впариваются" вместе с бюджетными зеркалками в качестве бонуса (естественно не бесплатного). Таким образом магазины избавляются от залежалого неликвидного товара. Прежде чем "клюнуть" на подобное предложение, подумайте, что вы будете этим объективом фотографировать?

Портрет

Да, по сравнению с китовым этот объектив будет лучше размывать задний план. Ниже приведен портрет, сделанный при помощи на телеобъектива Canon EF 75-300mm f4-5.6 IS USM (фокусное расстояние 75 мм, f/4, Canon EOS 300D)

Как видно, размытие есть, но не очень сильное. Чтобы его усилить нужно увеличить фокусное расстояние примерно до 200 мм. Следующий пример - портрет, сделанный на телеобъектив Canon EF 100-400mm f4-5.6L IS USM (фокусное расстояние 210 мм, f/5.6, Canon EOS 5D)


Уже лучше, но пришлось вести съемку с очень большого расстояния (около 10 метров), что не всегда удобно.

Но если вы попробуете поснимать портреты светосильный фиксом, пусть даже недорогим и не столь длиннофокусным, например 50mm f/1.8, у вас наверняка полностью отпадет желание продолжать снимать портреты бюджетным телевиком и сразу возникнет желание накопить на хороший "портретник", например, 50мм f/1.4 (лучше для кропа) или 85мм f/1.4 (лучше для полного кадра). Они стоит примерно так же, как бюджетный телеобъектив, иногда даже дешевле.


Последняя фотография сделана на Canon EOS 5D с объективом Samyang 85mm f/1.4 на полностью открытой диафрагме. Вы видите, насколько сильного размытия можно достигать при использовании светосильного "портретного" фикса. Причем, дистанция съемки в данном случае не превышала 3 метров.

Пейзаж

Хотя пейзажная съемка не является основной функцией телеобъектива, тем не менее, он иногда может успешно использоваться для съемки каких-то интересных фрагментов пейзажа. О том, какое качество обеспечит дешевый телеобъектив при съемке пейзажа, можете судить по этим двум фотографиям:


Фокусное расстояние 220 мм


Фокусное расстояние 300 мм

Снимки были сделаны 6-мегапиксельным Canon EOS 300D и объективом Canon EF 75-300mm f/4-5.6 IS USM в далеком 2005 году. Мы видим, что на 220 мм качество можно назвать с большой натяжкой терпимым, но на 300 мм банально нет резкости! Тем не менее, я совсем недавно видел в магазине "дабл-кит" - 18-мегапиксельный Canon EOS 600D с китовым объективом 18-55 мм и к ним впридачу еще объектив Canon 75-300mm (фотографии с него вы уже видели), причем версия без стабилизатора! Стоит ли выкидывать небольшие, но все же деньги за такую оптику?

Кто-то справедливо возразит, что у новых телеобъективов четкость картинки стала лучше. Да, но не стоит забывать, что при этом многократно выросло и разрешение матриц, следовательно, даже если ситуация в целом и улучшилась, то не радикально - 100% кропы фотографий будут примерно такими же. Бюджетные телеобъективы на длинном конце не способны дать действительно качественную картинку.

Фотоохота

Из-за низкой разрешающей способности на длинном конце фотографии зверей и птиц будут пригодны только для печати небольшим форматом или публикации в Интернет. Из-за низкой светосилы придется ощутимо повышать ISO, чтобы фотографировать животных и птиц в движении - это станет причиной повышенной шумности снимков. Очень быстро выяснится, что 250-300 мм - это слишком мало для съемки животных в естественной среде их обитания, максимум кого вы сможете снимать более-менее крупным планом - это животных, привыкших к людям (котов, собак, голубей и т.д.). Диких зверей с таким объективом получится снять разве что в зоопарке (сквозь решетки и стеклянные стены загонов).

Съемка в путешествиях

Для этих целей гораздо удобнее "тревел-зум" - объектив, имеющий диапазон фокусных расстояний от широкоугольника до умеренного телевика. Самый популярные "тревел-зумы" для кропа - Canon 18-135mm, Nikon 18-105mm. Имея два объектива - штатный зум и телевик, вы неминуемо столкнетесь с двумя сложностями - габариты и вес комплекта (два объектива больше и тяжелее одного), а также необходимостью эти объективы менять местами (рискуя что-то уронить или нахватать пыли на матрицу). По своему опыту скажу, что во время экскурсий довольно редко бывает возможность неторопливо поснимать - даже если вам экскурсовод дает свободное время, желающих фотографировать(ся) очень много и вам придется действовать быстро. В этом отношении предпочтительнее иметь один универсальный объектив, чем два для разных целей. Качество картинки у "тревел-зумов" вполне неплохое, зачастую они превосходят и китовый объектив и бюджетный телевик.

Если напрячься, можно еще найти кучу поводов, чтобы отговорить от покупки дешевого телевика. Но если желание покупать до сих пор не отпало, тогда приведу некоторые рекомендации - как не прогадать покупкой и как получать удовольствия от съемки?

Рекомендации по покупке бюджетного телеобъектива

1. Главная рекомендация - если объектив не светосильный, крайне желательно наличие стабилизатора. Стабилизация изображения ощутимо уменьшит процент бракованных снимков из-за шевеленки, а также даст возможность прикрывать диафрагму до 8-11 - именно при этих значениях достигается наилучшая резкость.

2. Не связывайтесь с "суперзумами" - 18-200mm, 28-300mm, 18-270mm и т.п. Они имеют никудышную светосилу надлинном конце, четкость изображения у таких объективов может быть на порядок ниже, чем, даже, у китового 18-55 мм.

3. Обязательно проверьте объектив на фронт/бэкфокус.

Какой объектив покупать - "кропнутый" или "полнокадровый"?

Если у вас "кропнутый" аппарат и вы в обозримом будущем не планируете переходить на полный кадр, лично я не вижу большого смысла приобретать "полнокадровый" объектив 70-300 мм - стоит он раза в полтора дороже, как минимум, а качество дает сопоставимое с "кропнутыми" объективами семейства 55-250 мм.

Напоминаю, что у бюджетных телевиков "рабочие" только 2/3 диапазона, дальше идет ощутимое снижение четкости. При этом разница по "эффективным" фокусным расстояниям между 55-250 и 70-300 вообще сходит на нет.

Объектив 55-250 не лишен и недостатков механического плана - у него нет пылезащиты, при телескопической конструкции это неизбежно вызовет попадание пыли внутрь и оседание ее на линзах. Но за такую цену - это весьма неплохое приобретение, особенно, если он включен в так называемый "дабл-кит" - тогда цена его получается вообще смешной.

Еще есть весьма интересный вариант - Canon EF 70-200mm f/4 L USM. Стоимость его составляет около 40 тысяч рублей (б/у можно найти дешевле). Несмотря на то, что эта самая дешевая версия объектива не имеет стабилизатора, качество картинки у него ощутимо лучше, чем у выше названных телевиков . Для кого-то это будет сильным аргументом - при использовании штатива этот объектив позволит результат просто недостижимый для бюджетной оптики.

Объектив имеет исключительно надежную конструкцию, предусматривающую внутреннюю фокусировку и внутреннее зуммирование - это исключает попадание внутрь объектива влаги и пыли. Недостатки - достаточно крупные габариты и немалый вес. Есть версия объектива со стабилизатором, но стоит она в 1.5 раза базовой версии.


Canon EF 70-200mm f/4 L USM IS

Бюджетные телеобъективы сторонних фирм - стоит ли связываться?

Наиболее популярными сторонними производителями являются фирмы Sigma и Tamron. Как правило, их объективы стоят дешевле оригинальных, но часто бывают не хуже по своим характеристикам и обеспечивают сопоставимое или даже лучшее качество изображения. Но есть и подводные камни. Главный из них - бОльшая вероятность нарваться на некачественный экземепляр. Если вы склоняетесь к покупке телевика Sigma, Tamron, рекомендую не брать первый попавшийся объектив, а протестировать несколько экземпляров и выбрать лучший.

Как выбрать лучший?

Есть два способа - сделать фотографии при помощи всех тестовых объективов, а затем, посмотрев на большом экране (например, на ноутбуке, взятом с собой в магазин) выбрать тот, у которого качество картинки наилучшее. Вариант надежный, но не всегда приемлемый - не всегда есть возможность воспользоваться ноутбуком.

Второй способ - ставите фотоаппарат на штатив, фиксируете его настройки и ставите по порядку на него все объективы из тестового набора, снимаете одно и то же и смотрите на размер файла! Чем он больше, тем лучше детализация фотографии. Этот способ позволяет быстро выбрать самый резкий экземпляр. Но, повторюсь, для всех объективов нужно создать абсолютно равные условия. Лучше всего для фотосъемки подходят пестрые объекты, полностью попадающие в зону ГРИП, например, страница с текстом, витрина магазина, плакат на стене.

 

Как тестировать объектив при покупке, читайте в моих очерках.

 
 

 

 

 


 


 



 

 

 

 

 

Георгий ТУДОСИ



Обновлен 01 ноя 2018. Создан 15 янв 2012



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником