Юрий Сидоренко-фотограф для души!

Светоотражатель (рефлектор, экран, лайт – диск). Зачем нужен отражатель фотографу. Способы применения.

Типы поверхностей отражателя. Влияние типа отражателя на фотографию.



 

 

 

 

 

 

 

Светоотражатели

Светоотражатели

Считается, что в работе с изображением, главный инструмент - фототехника. На самом деле инструментов, без которых получение картинки попросту невозможно, всегда было два: оборудование для фиксации изображения (фото, или видеокамера) и свет. Если выбору фото, или видео камеры мы уделяем более чем достаточно внимания, то на осветительном оборудовании большинство людей старается сэкономить, или по возможности обходится максимально простыми подручными средствами, эксплуатируя ближайшую к нашей планете звезду - Солнце, дающую нам возможность не только видеть, но и фиксировать камерами изображение.
Однако, в силу изменчивости настроения у природы, солнечный свет не всегда способен дать нам в точности то, что нам нужно на данный момент. Мало того, что оно светит не круглосуточно и с разной силой, так еще и климат везде разный. Не все могут позволить себе снимать все и всегда на улице. Кто-то спасается от зноя в просторных студиях с кондиционером, а кто-то греется в уютном павильоне под "галогенами", спасаясь от непогоды. Не говоря уже о том, что отказываться от съемок в ночное время непозволительная роскошь, вдобавок сильно ограничивающая визуальный ряд создаваемых работ.
С тех самых пор, как человек стал задумываться о преодолении возникающих на пути преград, встал вопрос о создании не просто способствующих эффективности труда инструментов, но и о их удобстве и надежности. Несмотря на наступивший век высоких технологий, все они начинаются с самой обычной идеи – усовершенствовать или создать что-то полезное. Все те ныне массово производимые элементы повседневного уюта когда-то разрабатывались людьми для индивидуальных нужд, в последствии обретая любовь десятков, сотен и тысяч опробовавших данное ноу-хау людей. В нашем случае, предшественники с камерами в руках стали задумываться о собственных "солнцах", дающих свет в нужное время и в необходимом количестве. Так из просто ламп накаливания появилось кино- и фото осветительное оборудование, дающее постоянный свет. Из магниевых вспышек выросли генераторные импульсные осветительные приборы. И чем это оборудование становилось совершеннее, тем менее доступным. Вот тут и начинаются раздумья о рациональном использовании бюджета на приобретение света.
Если на хорошем объективе многие постыдятся сэкономить, то в приобретении целого комплекта светильников с набором аксессуаров себе откажут многие. Во-первых, большой парк осветительного оборудования удовольствие действительно не дешевое. Во-вторых, оно лишает фотографа мобильности. Нужна машина и ассистент для транспортировки и настройки света. В третьих, требует относительно просторного павильона. Дабы сбалансировать запросы и затраты люди стали проявлять смекалку изобретая подручные средства, заменяющие, или дополняющие источники света. Так и появились отражатели.

Светоотражатели

Наверное это наиболее часто применяемые приспособления в фото и видеосъемках, с момента их зарождения. В виду привязанности к электропитанию осветительных приборов, во время выездных съемок, светоотражающие и тенеобразующие панели становятся наиболее удобными, мобильными и востребованными инструментами, позволяющими делать изображение более интересным, объемным и приятным для созерцания. При этом отражатель - достаточно автономный прибор, даже в пасмурную погоду способный выравнивать освещение, помогая добиваться нужного контраста сюжета и проработке необходимых деталей. Это настолько универсальный инструмент, что его корни можно найти практически во всем современном студийном оборудовании. Встроенный "козырек" в большинстве современных накамерных вспышках, или софтбокс - все по сути своей имитирует, направляющую на объект съемки свет, плоскость. С той разницей, что панель - устройство куда более многофункциональное. Панелью можно не только отражать свет, но и придавать ему определенные свойства.
Закрывать объект съемки от дневного света на выезде, усиливая влияние осветительных приборов:

Светоотражатели

Смягчать жесткий свет.

Светоотражатели

Подсвечивать тени:

Светоотражатели

Выравнивать контраст сюжета, делая освещение объекта съемки равномернее:

Светоотражатели

Изменять цветовую температуру отражаемого света и расширять возможности накамерных вспышек:

Светоотражатели

Используя всевозможные сочетания прозрачных и непрозрачных областей отражателя, можно добиваться интересного свето-теневого рисунка, благодаря которому свет на фотографии становится живее и органичнее. Например создавая световые пятна на фоне, или излучающие/проливающие свет отверстия:

Светоотражатели

Конечно всего этого можно добиться всевозможными аксессуарами к осветительному оборудованию. Но что если его мало, или вообще нет? Или попросту нет возможности использовать его вне студии! В этой ситуации отражатель становится чуть ли не основным рабочим инструментом. Однако обычный, хорошо знакомый многим "отражатель-бабочка" не способен заменить ни зонт, ни софтбокс, ни маски Гобо. К тому же на ветру даже в руках сильного человека поверхность такого отражателя практически никогда не остается идеально плоской. Изгибы от длительной эксплуатации и ветер зачастую мешают добится нужного результата:

Светоотражатели

Отражатели-пауки тоже имеют некоторые недостатки:

Светоотражатели

Например ими гораздо сложнее манипулировать. У них меньше степеней свободы и держать их в руках не представляется возможным. Не говоря о возможности комбинировать их с накамерными вспышками. Потребуется дополнительная стойка и постоянная переустановка отражателя и вспышки относительно друг-друга. Это лишает их мобильности. Впрочем в студии это не особо важно. Однако гораздо проще "жить в одной системе". Отражатель на раме, с помощью специальных зажимов, возможно крепить в нужном положении на стойках возле, или над объектом съемки. Поставьте за такой отражатель, с натянутой полупрозрачной тканью, прибор - получите софтбокс. Благодаря разнообразию размеров и выбору полотен на алюминиевой раме - мы имеем возможность использовать отражатель даже в качестве заменителя зонта. Главное не забывать, что от размеров отражателя зависит и получаемый результат:

Светоотражатели

Остается лишь определиться с типом отражающей, поглащающей, или просвечивающей поверхности:
Silver:

Светоотражатели

Zebra/Sunfire:

Светоотражатели

White:

Светоотражатели

Просвечивающая ткань (Diffusor). Бывают разной плотности:

Светоотражатели

Просвечивающая текстурированная ткань (аналог масок Гобо). Бывают с разнообразными текстурами:

Светоотражатели

Как видите, сделать фотографии более интересными можно при помощи достаточно простых по конструкции и устройству приспособлений. Все что нужно - это фантазия. Фантазируйте и экспериментируйте со светом. И пусть вам в этом помогают отражатели.

 

 

 

Светоотражатель (рефлектор, экран, лайт – диск).

image11813

Светоотражатель использоваться в качестве дополнительного инструмента для контроля света при съемке. Светоотражатель – это мобильная конструкция из каркаса и натянутого на него светоотражающего материала.Светоотражатели бывают разных размеров и форм – портретные и ростовые, круглые, овальные, прямоугольные, треугольные и т.п..

По типу каркаса отражатели могут быть как гибкими, так и жесткими, монолитными. В зависимости от свойства поверхности, могут быть задействованы для отражения света, использования «на просвет» и для поглощения света.

Типы поверхностей отражателя.
Разберем предназначение основных типов поверхностей на примере классического портретного отражателя круглой формы, диаметром 32 дюйма, «пять в одном». Изделие состоит из гибкого складного обруча, на который натянута прозрачная материя белого цвета, используемая «на просвет». Для удобства назовем эту конструкцию «основой». Далее, на основу одевается специальный чехол, застегивающийся на «молнию», каждая из четырех поверхностей которого выполняет свою функцию.

 1. Серебряный отражатель – наиболее часто используемая поверхность, для нее характерен высокий КПД* и соответственно, пользоваться ей нужно с умом. Например, при ярком солнечном свете не стоит направлять «зайчик» в глаза модели, если вам, конечно не нужен эффект поплывшей от слез туши. Незаменим в облачную погоду. Дает незначительно измененный по температуре свет, с уклоном в «холодные» тона.
 

2. Золотой отражатель – практически то же самое, что и серебряный, с одной лишь оговоркой – эта поверхность дает более «теплый» по температуре свет по эффективности напоминает серебряный. Главная "фишка" - это легкий эффект загара для кожи модели. Другими словами, золотой отражатель изменяет температуру света в сторону теплых тонов. Применяется в основном, в пленочной фотографии. Однако, и в цифровой ему находится место – например, можно исправить тональность бледной кожи модели. Часто бывает замечен в «глянцевой» фотографии.


 3. Белый фон – используется в качестве отражателя света, однако КПД на порядок ниже, чем у серебристого. Бесценен в яркую солнечную погоду.
 

4. Черный фон – работает как белый с точностью до наоборот – поглощает большую часть часть света, «рисуя» более глубокую, с равномерными переходами, тень. Может пригодится при съемках бликующих поверхностей.
 

5. Также не забудем о предназначении нашей основы! Материя, натянутая на обруч, используется в тех случаях, когда отражающие поверхности могут быть бессильны. Например, в борьбе с ярким полуденным солнцем, а вернее, с жесткими тенями, которые появляются на лице модели. Особенно мешает такая тень на глазах, превращая глазницы в черные провалы – просто ночной кошмар фотографа-портретиста :)

Спасет положение только основа, размещенная над моделью так, чтобы бросить на область съемки мягкую тень от основы.
И конечно же в сложенном состоянии отражатель находится в тонком чехле, к которому пришита петля для удобства ношения.
Вариант «семь-в-одном» включает в комплектацию отражателя еще две рабочие поверхности: зеленого и синего цвета соответственно. Они предназначены для съемки портрета и последующего вырезания этого цветного фона в графическом редакторе.

Светоотражатель, рефлектор, экран, лайт - диск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест стандартного ручного светоотражателя с 5 поверхностями.

1.Черная поверхность светоотражателя находится слева.
2.Белая поверхность светоотражателя находится слева.

светоотражатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Серебрянная поверхность светоотражателя находится слева.
4.Золотая поверхность светоотражателя находится слева.

светоотражатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Светоотражателя находится слева.
6.Светоотражатель внизу.

светоотражатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Светоотражатель сверху.
8.Светоотражатель сзади.

светоотражатель 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как выбрать отражатель?

Для начала нужно определиться, для каких целей вам нужен отражатель.
Для съемки на пленере без ассистента достаточно небольшого отражателя для одиночных портретов «три-в-одном» либо «пять-в-одном». Также неплохо себя зарекомендовали варианты треугольной формы с ручкой для держания. При наличии ассистента можно использовать бОльшие по габаритам отражатели, обычно используются круглой либо овальной формы.
Для студийной съемки может быть масса вариантов, от маленького портретного отражателя, до большой панели-экрана для ростовых портретов. Здесь все зависит от бюджета и поставленных задач.

Съемка с отражателем, практические советы.

Отражатель используется в тех случаях, когда нужно «подсветить» отраженным светом от основного источника (в большинстве случаев это солнце) детали, расположенные в тенях, тем самым выравнивая освещенность кадра. Также отражатель может выполнять роль моделирующего (рисующего) источника света, если модель находится в тени, либо когда освещение без жестких свето-теневых переходов (облачно/пасмурно). Также отражатель можно использовать «на просвет» – порой это единственный способ смягчить жесткие тени, особенно на глазах модели, когда солнце в зените. В этом случае без ассистента не обойтись.

Итак, предположим, что вы снимаете модель на пленере, и ваша цель – сделать лицевой или полу-ростовой портрет, и сделать его максимально качественно. Я умышленно не упоминаю аспекты, напрямую или косвенно влияющие на качество портрета (идея, композиция, «раскладывание» кадра на планы, точка съемки и т.д.), сосредотачивая ваше внимание только на освещении сцены и роли отражателя в ней.

Для того, чтобы использовать отражатель во время съемки, вам понадобится ассистент, в идеале – уже имеющий опыт обращения с отражателем. В этом случае вам нужно будет лишь сориентироваться по свету и рассказать ассистенту, что вы хотите в результате, иногда корректируя его действия в процессе работы.
Но как быть, если у вас есть модель, куча идей и желание снимать, но нет ассистента? Да и отражатель вы приобрели буквально «вчера»… Знакомая ситуация, и выход из нее есть.
Во-первых, вы можете держать отражатель сами, расположив его на левом плече и придерживая левой рукой. Во-вторых, при лицевых портретах подержать отражатель может сама модель.
В-третьих, в некоторых случаях можно закрепить отражатель при помощи подручных средств / естественных объектов на пленере (например, в кустах, в ветках дерева и т.п.).

Как использовать отражатель правильно?

Вопрос на самом деле не праздный, часто фотографы не «заморачиваются» такими, казалось бы, элементарными вещами, как естественное направление света, комфортные условия для модели и т.д.
Вот несколько советов из моей практики: старайтесь моделировать направление света под естественным, природным углом. Что это значит? Светить отражателем снизу вверх удобно, но это оправдано лишь в случае, если нужно выровнять глубокие тени на шее и под подбородком модели. В остальных случаях держите отражатель повыше, ориентируясь на угол падения естественного света и стараясь его воспроизвести.
При ярком солнечном свете не желательно использовать серебряный / золотой отражатель, при этом направляя отраженный свет в глаза модели. Тушь поплывет от слез моментально, модель будет деморализована – все это непременно скажется на результате съемки. Поэтому при фронтальном или боковом направлении отраженного света в солнечный день ограничьтесь отражателем «на просвет», либо используйте белую рабочую поверхность соблюдая разумную дистанцию от модели (отражение достаточно яркое для глаз).

 

 И еще немного в цифрах.

 

MATIN Отражатель серебряный/белый, диаметр 82 см (M-7194)MATIN Отражатель серебряный/белый, диаметр 56 см (M-7202)MATIN Отражатель серебряный/черный

Любой лайт-диск имеет две стороны, поэтому приобретая одну светоотражающую панель фотограф может выбрать подходящую для собственных нужд комбинацию поверхностей. В линейке Matin представлены следующие варианты: серебристый/белый матовый (Matin M-7194диаметр 82 см, M-7202 диаметр 56 см, M-7206 диаметр 103 см, M-7201 диаметр 31 см, M-7203 диаметр 82 см); серебристый/черный (Matin M-7194-3 диаметр 82 см, M-7217 диаметр 82 см, M-7218 диаметр 103 см); серебристый/золотой (Matin M-7194-1 диаметр 82 см, M-7207 диаметр 82 см, M-7220 диаметр 56 см, M-7219 диаметр 31 см, M-7208 диаметр 103 см).

Если окрашенные в светлые цвета лайт-диски используются главным образом для подсветки теней, то черные светопоглощающие панели, напротив, служат для их усиления. Как правило, черные лайт-диски необходимы при студийной съемке, когда свет отражается от стен или одежды фотографа, что порой создает ненужные рефлексы на объекте съемки. Иногда черные светопоглощающие панели применяют при необходимости создать эффект черного силуэта на ярко освещенном фоне. Как правило, черная светопоглощающая поверхность с другой стороны имеет светоотражающую панель (MATIN M-7217 диаметр 82 см, M-7218 диаметр 103 см).

В продаже доступны лайт-диски и других цветов, например, зеленого или синего. Подобные светоотражающие

 

 

MATIN Отражатель серебряный/черный, диаметр 103 см (M-7218)MATIN Отражатель полупрозрачный, диаметр 31 см (M-7195)MATIN Отражатель серебряный/белый, диаметр 82 см (M-7203)

Особый вид лайт-дисков – светорассеиватели (MATIN M-7194-4 диаметр 82 см, M-7198 диаметр 103 см, M-7195 диаметр 31 см, M-7196 диаметр 56 см, M-7197 диаметр 82 см). Эти приспособления пропускают через себя лучи солнца или направленный свет другого источника, обеспечивая «на выходе» мягкое рассеянное освещение. В некоторых случаях рассеиватели способны заменить софт-бокс или создать эффект, близкий к тому, что достигается с помощью софт-бокса или зонта, работающего «на просвет».

Исходя из нужд потребителей-фотографов, многие производители поставляют двусторонние светоотражатели и светорассеиватели со сменными разноцветными чехлами, а также особые наборы со светоотражательными панелями на любой случай съемки. Чаще всего подобные комплекты используются для работы «на выезде» (например, в свадебной фотосъемке), когда фотограф хочет получить в свое распоряжение максимальный диапазон творческих возможностей или просто не может заранее предугадать, какой лайт-диск ему понадобится. В частности, компания Rekam выпускает комплект «5 в 1» (REKAM Овальный отражатель 110x170 см (комплект 5 в 1) (RE-OV 1117 KIT), предполагающий работу с диском «на просвет», белой, золотистой, серебристой и черной светоотражающими панелями. Компания Falcon разработала еще более универсальный вариант и предлагает потребителям комплект «7 в 1» (FALCON EYES Отражатель RRK7-2844 71x112 см), включающий диск «на просвет» и сменные двусторонние чехлы белого, золотистого, серебряного, черного, зеленого и синего цветов. Несколько подобных решений есть и в обширной линейке Matin: (MATIN M-7216 диаметр 103 см, M-7214 диаметр 56 см, M-7215 диаметр 82 см)

 

 

 

Примеры использования портретного отражателя на пленере в картинках:

светоотражатели, примеры фотографий, как выбрать светоотражатель
снято при фронтальном солнечном освещении, без использования отражателя

светоотражатели, примеры фотографий, как выбрать светоотражатель
снято в контровом солнечном освещении, без использования отражателя

светоотражатели, примеры фотографий, как выбрать светоотражатель
белый отражатель расположен сверху-слева (угол 45 градусов относительно модели), снято в контровом солнечном освещении

светоотражатели, примеры фотографий, как выбрать светоотражатель
отражатель «на просвет» расположен фронтально над головой модели, снято в контровом солнечном освещении

светоотражатели, примеры фотографий, как выбрать светоотражатель
серебряный отражатель расположен фронтально снизу относительно модели, снято при фронтальном солнечном освещении

светоотражатели, примеры фотографий, как выбрать светоотражатель
золотой отражатель расположен фронтально снизу относительно модели, снято при фронтальном солнечном освещении

светоотражатели, примеры фотографий, как выбрать светоотражатель
золотой отражатель расположен фронтально снизу относительно модели, снято в контровом солнечном освещении

светоотражатели, примеры фотографий, как выбрать светоотражатель
черный отражатель расположен сбоку-справа (угол 90 градусов относительно модели), снято в тени

светоотражатели, примеры фотографий, как выбрать светоотражатель
серебряный отражатель расположен сверху-слева (угол 45 градусов относительно модели), снято в тени

светоотражатели, примеры фотографий, как выбрать светоотражатель
серебряный отражатель расположен фронтально сверху (угол 45 градусов относительно модели), снято в тени

светоотражатели, примеры фотографий, как выбрать светоотражатель
золотой отражатель расположен сверху-слева (угол 45 градусов относительно модели), снято в тени

светоотражатели, примеры фотографий, как выбрать светоотражатель
золотой отражатель расположен фронтально сверху (угол 45 градусов относительно модели), снято в тени

 

 

 

 

 Немного видео тут

 

 

 

Мои фотографии с использованием белого отражателя тут

 

 

 

 

 

 При подготовке статьи использованы материалы с сайтов:

Автор статьи  - Дмирий Скобелев, spbsova.ru

 www. dslrup.com, www. foto.ru  www. photokubik.com

 

 



Создан 14 мая 2012



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником